F-15 Eagle для Украины: Против российский «сушек» они не орлы | Новости армии России в онлайне | Novostiarmii.ru

F-15 Eagle для Украины: Против российский «сушек» они не орлы

F-15 Eagle для Украины: Против российский «сушек» они не орлы

На фото: самолеты F-15 Eagles (Фото: Zuma/TASS)

Очень похоже, что Министерство обороны Украины определилось, наконец, с боевыми самолетами, которыми Киеву придется вскоре менять свои давно одряхлевшие истребители Су-27 и МиГ-29, доставшиеся Повітряним силам Вооруженных сил этой страны еще от Советского Союза. В последнее время в открытых источниках (причем — не только в украинских!) появились свидетельства, что в фаворитах у Киева теперь американские F-15 Eagle (в переводе с английского — «Орёл»). Иначе говоря — тяжелые истребители четвертого поколения, предназначенные, главным образом, для завоевания превосходства в воздухе. А еще — для эффективного поражения наземных и морских целей.

В том, что сильно запоздалое решение приобрести у компании McDonnell Douglas некоторое количество этих боевых машин созрело, наконец, у военного и политического руководства Украины, убеждает недавнее интервью заместителя командира воздушного командования «Центр» по авиации — начальника авиации полковника Олега Захарчука официальному информагентству ВСУ АрмияInform. Замкомандира «Центра», в частности, сообщил: «На перспективу министр обороны (Украины — „СП“) поставил задачу по закупке новых летательных аппаратов. Например, возможна закупка в США самолетов F-15. Они тоже не новые, но имеют значительный боевой потенциал, что позволяет выполнять задания на достаточно высоком уровне».

И пусть вас не обманывает осторожное полковничье: «Возможна закупка». Когда такое со ссылкой на собственного министра обороны публично заявляет высокое должностное лицо в любой стране — выходит, решение фактически принято и работа по его воплощению в жизнь идет вовсю. Как именно это обставлено в Киеве с F-15?

Намек на сей счет еще в июле позволило себе местное интернет-издание «Лента. ua». По его сведениям, летом нынешнего года 11 украинских летчиков 114-й бригады тактической авиации Воздушного командования «Запад» ВСУ, вооруженной устаревшими моделями истребителей МиГ-29 и дислоцированной в Ивано-Франковске, отбыли в США, где на авиабазе Люк в Аризоне уже осваивают никем официально пока неназванную новую авиатехнику. Логично предположить, что именно на истребителях F-15 посланцы 114-й бригады уже полгода и осуществляют учебные полеты. К тому же известно, что именно на этой авиабазе, давно превращенной Пентагоном в крупнейший учебный центр ВВС США, проходят предварительную подготовку все иностранные пилоты из стран, решивших закупать американские истребители.

Попутно отметим, что 11 украинских пилотов из Ивано-Франковска отправились в долгую заокеанскую командировку сразу после того, как Киев принял важный документ под названием «Концепция развития Воздушных сил ВСУ на среднесрочную перспективу». Основная идея Концепции — закупка для украинского «війська» именно американских истребителей. Как тех, что только с заводского конвейера, так и бывших в употреблении. Последний вариант, хотя и намного скромнее в боевом отношении, зато требует от Киева поменьше грошей. Что весьма существенно для нищего оборонного бюджета Украины.

Мало того. Как теперь выясняется, не случайно в 2018 году американцы присылали на Украину для совместных учений Open Sky («Открытое небо») именно истребители F-15 своей Национальной гвардии. По сути, как становится ясным сегодня, это была негласная рекламная акция. Полковник Захарчук о ней рассказывает так: «На учебе мы готовили их самолеты, они — наши. При этом так же „накрест“ использовали аэродромную спецтехнику. Разумеется, были проблемные вопросы, сложности, но они все довольно быстро решались… Это успешное взаимодействие — еще одно подтверждение, что закупка именно самолетов F-15 — лучшее решение: мы их видели в действии и успешно эксплуатировали в наших условиях».

И все же вопрос: почему в Киеве для перевооружения своей боевой авиации выбрали именно тяжелый и хищный «Орел» из Соединенных Штатов? Ведь за последние месяцы на Украине чего только не было наговорено на сей счет…

Скажем, в минувшем июле с подачи американского же издания Defence One пошли разговоры о почти невероятной поставке Вашингтоном в ВСУ страшно дорогих, но малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 «Молния II». Из числа тех, что успела заказать и даже оплатить Турция до того, как Эрдоган и Трампом вдрызг разругались после закупки Анкарой у Москвы зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф». В самом деле: первые самолеты в количестве пяти штук в США для турок уже изготовлены. Еще два десятка — работе. А куда их теперь девать — неизвестно? Так может сбавить цену и толкнуть Украине? Если, конечно, захочется, по словам Defence One, «разозлить Путина, возможно — довольно опасным способом»? Об этой коллизии мы уже писали 22 июля 2019 года в материале «Defence One: Отобранные у Турции истребители F-35 США могут за копейки продать Киеву».

Одновременно в столице Украины всерьез обсуждалась и целесообразность по примеру Польши для начала приобрести партию истребителей полегче и подешевле, чем F-15 Eagle. Скажем, F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол»). Аргументы «за» и «против», выдвигавшиеся в соседней стране на этот счет, 17 сентября нынешнего года «Свободная пресса» уже изложила в статье «Стая американских F-16 пойдет на Крым из-под Николаева».

Теперь, стало быть, если верить украинскому полковнику Захарчуку, «нарисовался» и даже уже активно реализуется совершенно иной вариант перевооружения боевой авиации соседей — на тяжелый F-15, аналог российского Су-27. Почему, по логике, отброшены те, что перечислены выше?

Ответы поищем в том же порядке. Радужные мечты Киева об оставшихся бесхозными F-35 с турецкими опознавательными знаками на крыльях пришлось оставить не только из-за сумасшедшей дороговизны штатовских «Молний». Но и из-за иной жесткой реальности, о которой само же Defence One и упомянуло: американцы слишком опасаются утечки своих технологических секретов в Россию. Предположим, в результате внезапного угона F-35 украинским пилотом через госграницу с РФ.

В Соединенных Штатах ведь не забыли, как в 2014 году из 15468 солдат и офицеров украинской армии, проходивших к тому времени службу в Крыму, на материковую часть страны вернулись лишь 3990 из них. Остальные приняли российскую присягу или предпочли уволиться в запас, но остаться на полуострове. Кто поручится, что такого рода настроения сегодня отсутствуют, допустим, среди летчиков той же 114-й бригады тактической авиации в Ивано-Франковске? И, к примеру, пересев на «Молнию II» один из ее пилотов по собственной инициативе или по подсказке российской военной разведки не отправится куда-нибудь под Воронеж или Ростов-на-Дону? Хорошо понимая, что в таком случае Москва его гарантированно просто озолотит за привезенную ценнейшую военно-техническую информацию о красе и гордости не только Повітряних сил, но и ВВС США, Израиля, Польши, Японии и т. д.

Словом, с F-35 у Киева ничего не выгорело и просто не могло выгореть. Тогда почему Киевом не был выбран куда более простой и много повидавший на своем веку легкий американский истребитель F-16, который массово выпускается в Штатах с конца 70-х годов? Полагаю, в немалой степени потому, что украинским генералам если чего и удастся получить из-за океана, то считанными единицами. Крупные партии боевых машин приобретать не на что. Поэтому не выйдет так, что часть приобретений будет для сражений в небесах, а часть — на земле. Поэтому Повітряним силам нужна от США универсальная боевая машина, способная одинаково успешно вести борьбу и за господство в воздухе, и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным и морским целям. Набор вооружения «Орла» для этого намного более подходящий, чем у «Атакующего сокола».

Скажем, у F-16 всего 9 точек подвески различных видов оружия. А у более тяжелого и универсального F-15 их 12 только для различных ракет класса «воздух-воздух». В том числе и так называемые «американские тараны» — самые современные ракеты AIM-120D, которые позволяют уничтожать цели на расстоянии до 180 км. Но одновременно «Орел» способен принимать на борт и до 15 образцов вооружения, применяемого по наземным и надводным объектам противника. Что, видимо, по достоинству оценили в Минобороны Украины, которое денно и нощно готовится к войне с Россией. А значит — к противостоянию с нашими тяжелыми истребителями Су-27, Су-30СМ и Су-35.

Но насколько успешным может быть такое противостояние? Ведь F-15 — все же достаточно старая машина, в США стоит на вооружении с 1976 года. И даже последующие многочисленные модернизации не устранили некоторых ее проблем. Прежде всего — недостатка маневренности, столь необходимой в воздушном бою с сильным противником. Как результат — «Орел» не раз и не два на разных континентах и с различными пилотами проигрывал нашим Су-27 учебные бои.

Причем, в таком утверждении не ни грамма так называемой «пропаганды Москвы», которая в последние годы всюду чудится Киеву. Нет, сами украинские летчики на едва живых, минимум — тридцатилетних Су-27, в ходе упомянутых учений «Открытое небо» в октябре 2018 года над собственной страной провели учебный бой с самыми «навороченными» F-15 в версии EX Национальной гвардии США.

В том «бою» на дистанциях от 1 до 1,5 км с обеих сторон принимали участие по 4−5 самолетов Су-27 и F-15. На другой день старший штурман авиационной бригады ВСУ Александр Мостовой рассказывал «Військову телебаченню України»:

— Наш (украинский Су-27 — «СП») самолет более маневренный за счет механизации, установленной на самолете. Она позволила выполнить задание и выйти победителями.

Намного раньше в подобном же учебно-боевом состязании с F-15 сходились и российские пилоты. В частности, в 1992 году — летчики Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России. Над авиабазой Лэнгли на Атлантическом побережье Штатов им противостояли пилоты 1-го авиакрыла тактических истребителей, считавшегося лучшей авиационной частью в ВВС США. Условия были типовыми для ближнего воздушного боя: атака со стороны задней полусферы (ЗПС) и попытка удержаться «на хвосте» противника, который, в свою очередь, пытается сорвать атаку и сам зайти в ЗПС атакующего. Победа досталась нашему летчику майору Георгию Карабасову. Его «двадцать седьмой» зашел в хвост F-15D и, оставаясь для того необнаруженным, долго прочно удерживал «американца» в прицеле. При этом Карабасов, по его словам, использовал лишь pежим минимального фоpсажа или максимальнyю (бесфоpсажнyю) тягy. А вот двигатели «Игла» постоянно pаботали в максимальном фоpсажном pежиме.

И главное — во всем этом нет ничего удивительного. В свое время генеральный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Симонов рассказывал, что его истребитель Су-27 (Flanker, как его называют в НАТО) в 80-е годы специально создавался для борьбы с F-15 «Eagle». И в тактико-технические характеристики нашей машины заранее были заложены важнейшие боевые преимущества перед соперником. Которые и сегодня никуда не исчезли.

Что год назад в очередной раз блестяще доказали и сами украинцы. Для чего же им теперь пересаживаться на заведомо провальные в таких дуэльных ситуациях самолеты? Уверен: основных причин две. Первая — Россия больше не поставляет Киеву запчасти для разваливающихся «сушек» Повітряних сил. И потому перед ними — только пропасть неизбежного и скорого списания.

И второе — F-15 «Eagle» Киеву наверняка просто навязали американцы. В Пентагоне давно определили, что к 2025 году ВВС США избавятся от последней из этих машин. Куда тогда их девать? Очень кстати тут подвернулась вечно протянутая рука Украины. По принципу: «Вот тебе, Боже, что самим негоже»…

К тому же в Соединенных Штатах завершена работа над планом противодействия России на Черном море. О чем на днях сообщил американский правительственный аналитический центр RAND Corporation. Надо же Вашингтону этот документ наполнять хоть каким-то содержанием? Тут-то и пригодятся обреченные за океаном на списание и потому наверняка сильно подешевевшие F-15 «Eagle» для Украины. Пусть даже и битые-перебитые всеми желающими в учебных боях.

Источник

Комментарии закрыты.