Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев
23 апреля текущего года вполне может претендовать на звание «Дня, давшего волну надежды». Ибо далеко не каждый день закладывают несколько кораблей одновременно. Понятно, что посещение президентом России «Северной верфи» придает этакую весомость событию, и да, надежду на то, что все не остановится через полгода.
Итак, на верфях заложены два фрегата и два БДК.
Начнем с десантных кораблей
, тем более что не так давно мы уже обсуждали тему, где говорилось, что
лучше бы БДК вместо невнятных «атомных эсминцев»
размером с линкор прошлого века.
И вот – получите. Хорошо, будем весьма рады получить, когда корабли будут построены. Понятно, что я сейчас скажу, что два БДК на фоне всеобщего уныния в этом классе – это… нет, пожалуй, не капля в море. Сказать так – это перебор. Скорее, два ведра воды на роту в жаркий день. Лучше, чем ничего, но и маловато по большому счету.
Но так как 2+2 все еще 4, то как бы через 5-7 лет наличие четырех новых десантных кораблей – ну это уже на что-то похоже в плане всяких операций. Не важно, Сирия, Ливия, Венесуэла или Грузия/Украина.
Главное, что идея
БДК проекта 11711
снова «в теме». Ведь реально хорошие корабли, разве нет? А вышло как-то криво в начале. Впрочем, у нас все так. Отставив в сторону саму идею постройки серии кораблей проекта 11711, решили поиграться в ударные вертолетоносцы.
Хорошо, поиграли, теперь, когда эти плавучие чудовища носят вертолеты во славу Египта, пришло понимание того, что можно вернуться к БДК.
Вернулись.
Причем вовремя, ибо еще
в той статье
, про атомные эсминцы, я говорил, что средний возраст наших десантных кораблей приближается к 40 годам. Средний! Так что совсем пора.
И возвращение к постройке кораблей проекта 11711 – вполне нормальное с моей точки зрения решение. Тем более что над проектом велись некие работы, суть которых позволяет сделать вывод, что строиться будут не корабли проекта 11711, а некоего 11711.1.
Изменения весьма существенные. Будет убрана артиллерия, которая по идее должна была оказывать поддержку высаживаемым десантникам. Речь идет о РСЗО А-215 «Град-М» и 14,5-мм МТПУ «Жало». Это огневые системы были признаны устаревшими и неэффективными.
БДК остаются с комплексами ПВО АК-630М-2 «Дуэт» и КВПП (комплекс выстреливаемых пассивных помех) КТ-308-04 «Просвет-М».
При этом десант без поддержки не останется. БДК для этого будут оборудованы увеличенной вертолетной площадкой на корме и смогут нести 6 вертолетов вместо 2.
6 единиц
Ка-52К «Катран»
— ну, это будет намного эффективнее, чем «Грады» и крупнокалиберные пулеметы. Это 6 пушек 30 мм и столько же охапок ракет. Причем умеющих работать на большом удалении.
В общем, идея понравилась. Есть в ней что-то такое, оптимистичное и вселяющее веру в успех. Хотя бы потому, что два корабля серии уже были построены, так что, может, дело пойдет так, что и снова вернемся к первоначальному варианту из 6 БДК.
В общем, «Владимиру Трушину» и «Василию Андрееву» — «ура!» и скорейшего спуска на воду. И трудовых успехов калининградским корабелам.
Переходим к фрегатам
Итак, фрегат. Очень странный класс кораблей, если честно. Плавучий компромисс, так сказать, не обидев.
Читайте также
ВМС НОАК: внезапный выход из прибрежной зоны
«Фрегат – боевой корабль водоизмещением 3000-6000 тонн, оснащенный управляемым ракетным оружием. Основное назначение — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Универсальный эскортный корабль, способный действовать на любом удалении от берега».
Это вот довольно внятное описание фрегата, взятое из классификации НАТО конца прошлого века.
Вообще, фрегаты могут выполнять (и выполняют) более широкий спектр задач.
Это и патрулирование прибрежной зоны и открытых морских районов, и участия блокада и деблокада морских коммуникаций, например, при участии в локальном конфликте или миротворческой операции, поддержка и прикрытие десантных операций. Прикрытие, конечно, такое… символическое. Но – список, как видите, довольно приличный.
То, что фрегат — компромисс между размером и сутью, то есть, проще говоря, попытки впихнуть максимальное количество оружия в минимальный корабельный объем, это его минус. Минус и сам смысл класса — экономия в обмен на массовость. Отсюда и очень плотная компоновка всего, что отрицательно сказывается на живучести.
Зато – дешево. И задачу выполнить можно.
Единственное, что реально заставляет задуматься, так это то, что таких кораблей нет у мирового законодателя мод – США. В свое время США наклепали этих фрегатов столько, что когда от них отказались, то теперь полмира владеет бывшими американскими кораблями.
А отказались не просто так.
Конфликты конца 20 века показали полную ущербность фрегатов как боевых кораблей.
Это и конфликт на Фолклендах, когда британские фрегаты не смогли отмахаться от поршневых аргентинских бомбардировщиков со свободнопадающими бомбами, это и более поздний случай с фрегатом США «Старк», которого чудом не разделал на металл самолет (одиночный!) иранских ВВС.
И последние 20 лет американцы строят только эсминцы…
Но с их финансовым аппаратом и внешним долгом в 22 триллиона долларов они могут себе позволить не то что 100 эсминцев – «Звезду смерти» построить.
Мы же говорим не о необходимости завоевать весь мир, а именно о работе по тому списку выше. А раз мы не можем позволить себе строить эсминцы за счет всего мирового сообщества, а рассчитывать только на свои, то и фрегат – вполне корабль.
Здесь совершенно не стоит сравнивать
фрегаты проекта 22350
с кем-либо еще просто потому, что современный фрегат – он не для серьезного замеса. Это именно корабль поддержки, рабочая лошадка, которую не жаль, если что.
Ну, это им не жаль, у нас их не так уж и много, так что мы будем беречь. Тем более что наши фрегаты — довольно зубастые ребятки, «откалиброванные», у которых есть чем укусить.
То, что «Горшкова» все-таки домучили, – прекрасно. То, что на подходе «Касатонов» и в обозримом будущем «Головко» и «Исаков» — тоже прекрасно. И здесь закладка «Чичагова» и «Амелько» добавляет дозу оптимизма.
Особенно в том случае, если эти корабли будут строить не так, как «Горшкова». 12 лет строить корабль водоизмещением 4500 тонн – это действительно садизм.
Однако есть еще один положительный момент. Как заявляют многие источники в оборонпроме, мучения с системой «Полимент-Редут» закончены, и она полностью готова к нормальной работе.
Читайте также
Военные моряки встали на «Мостик»
И в итоге на выходе корабль, который может выполнять задачи в дальней морской зоне, все эти представительско-демонстрационные походы, визиты и прочее. Причем это обойдется нам значительно дешевле, чем гонять того же «Петра Великого».
Тем более что
крейсер «Пётр Великий»
— это все-таки достижение СССР, а «Горшков» — уже российское. И визит нашего фрегата на празднование 70 лет ВМС НОАК – лучшее тому подтверждение. Очень он там в тему оказался и интерес вызвал непосредственный.
Сдвинувшееся с мертвой точки дело постройки новых фрегатов считаю делом весьма важным и по нашему времени даже значительным. Лишь бы не заглохло, как это у нас часто бывает.
Ведь как было заявлено? А так, что в рамках госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы военно-морской флот России должен был получить 14 фрегатов: шесть
проекта 11356
и восемь проекта 22350.
Понятно, что за оставшийся год такого количества нам не видать, да и вообще, дай бог получить то, что есть на подходе.
Напомню, что фрегаты 11356 были посажены на мель Украиной, оставшись без двигателей. И до сих пор, как я понимаю, у нас не решили окончательно, что с ними делать: то ли все-таки родить двигатели, то ли продать индийцам. Те купят, конечно.
Оно и проекту 22350 аукнулся разрыв с Украиной. Но не так сильно. Повезло, там доля украинской стороны была изрядно поменьше, что и позволило на зубах вытащить проект, локализовав производство.
Но вообще судьба обеих проектов решается не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Рыбинске. Именно там, на заводе АО «ОДК-ГТ» (Объединенная двигательная корпорация – Газовые турбины), где должны собрать двигательные установки для кораблей.
Очень надеюсь, что получится.
Сегодня не стоит даже пытаться анализировать все обещания насчет того, что у нас тогда-то будет столько-то кораблей ДМЗ, кто бы ни озвучивал эти обещания. Давайте все-таки становиться более трезвомыслящими и отталкиваться не от слов, а от дел. Пора как бы.
Даже то, что В.Путин обещал заложить «в ближайшие годы еще пять кораблей ДМЗ», равно как и закладка – это еще не корабли. У нас, к сожалению, от закладки до спуска на воду может пройти столько времени… АПЛ «Белгород» — лучший тому пример.
Так что мы имеем на сегодня торжественную закладку четырех важных и нужных нам боевых кораблей. А если через пять лет эти корабли еще и сойдут на воду – будет вообще прекрасно.
Нам нужен флот. Полноценный, современный и сбалансированный. Если не будет такого, никакие спецлодки со спецдронами, пусть и несущие ядерные заряды, не смогут быть эффективными.
А российский флот должен иметь возможность решать задачи по охране наших интересов и безопасности как вблизи нашего побережья, так и в более отдаленных районах.
Потому плавное и вдумчиво разработанное обновление нашего флота боевыми кораблями будет всегда приветствоваться и восприниматься с должной толикой оптимизма.
Главное – не останавливаться на полпути.
/
Роман Скоморохов,
topwar.ru
/
Комментарии закрыты.