Индийский тендер: Су-35 примет участие в боях без правил | Новости армии России в онлайне | Novostiarmii.ru

Индийский тендер: Су-35 примет участие в боях без правил

Индийский тендер: Су-35 примет участие в боях без правил

На фото: истребитель Су-35 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Сложно выиграть в игру, правила которой беспрерывно меняются. Именно такая ситуация уже давно, почти полтора десятка лет, наблюдается в «многосерийном» индийском тендере MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) по закупке истребителей для собственных ВВС. На днях участники этого затянувшегося конкурса с изумлением узнали, что правила были опять изменены.

Вот пунктирно ключевые события этого ристалища, в котором на первых порах состязались американские F-16 и F/A-18E/F Super Hornet, французский Rafale, евроистребитель Typhoon, шведский Gripen и российский МиГ-35. Индийцы предполагали закупить 126 истребителей на сумму 8 млрд. долларов. При этом производители боевых машин были обязаны передать Индии технологии их производства.

В 2012 году победил французский «Рафаль». Но при этом производители существенно увеличить сумму сделки и отказались передавать технологии, заявив, что индийская промышленность находится в плачевном состоянии, и не сможет осилить производство сложнейшей машины.

В 2015 индийцы поменяли правила. В связи с чем было принято решение о закупке 36 «Рафалей» за 7,2 млрд. долларов. То есть французы сорвали почти весь банк на 126 самолетов. И при этом не передали технологии.

Затем появились новые правила игры. Индия объявила о закупке 114 легких истребителей на сумму в 12 млрд. долларов. Из числа претендентов вылетели два самолета средней весовой категории — американский «Супер Хорнет» и наш МиГ-35. Однако вскоре выяснилось, что уважаемую компанию «Боинг» обежать никак нельзя. И оба истребителя были допущены к участию в конкурсе. Любопытно, что в списке претендентов на победу опять присутствовал французский «Рафаль».

После такой коррекции правил игры у МиГ-35 появился хороший шанс на победу. У него три существенных достоинства. Во-первых, он самый новый из представленных на тендер самолетов, в котором использованы все новейшие технологические приемы для создания эффективной авионики. Самолет, который проиграл тендер в 2012 году, был, по сути, полуфабрикатом. Его, что называется, сшили на живую нитку. Теперь же миговцы представили прекрасную машину, обладающую целым рядом достоинств. Неслучайно в американских специализированных изданиях периодически появляются статьи, в которых прогнозируются результаты воздушных боев МиГ-35 с F-22 и F-35.

Во-вторых, Россия всегда делится с клиентами технологическими секретами своей военной техники. И РСК «МиГ» придерживается этих правил.

В-третьих, в ВВС Индии уже давно эксплуатируются истребители МиГ-29 как наземной, так и палубной модификаций. Это значительно облегчит процесс освоения новой машины. Не придется создавать с нуля и инфраструктуру для его обслуживания.

И вдруг, буквально на днях, пришло сенсационное известие — к участию в конкурсе допущены и тяжелые истребители. К ним относится российский Су-35. Если это так, то шансы на успех у МиГ-35 становятся призрачными. Впрочем, как и у всех других истребителей, производители которых намереваются внедрить их в ВВС Индии.

Однако у этого хитрого хода индийских покупателей есть и еще один резон привлечения к конкурсу Су-35. Получив технологии этого одновременно и нового, и уже облетанного и даже обстрелянного в Сирии истребителя, можно будет перенести часть из них на стоящий на вооружении ВВС Су-30МКИ.

Это очень важный момент. В ВВС Индии эксплуатируются 270 тяжелых истребителей Су-30МКИ. Их поставки начались в 2002 году. 40 самолетов Индия получила готовыми. 230 комплектов были переданы для сборки истребителей на заводах государственной оборонной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Этот истребитель в полной мере доказал свои достоинства во время учебных боев как с американскими истребителями F-15 и F-16, так и с европейскими «Тайфунами», выходя победителем из большей части воздушных поединков.

Однако с момента первого полета этого многоцелевого истребителя прошло уже 22 года. И он нуждается в модернизации. Издание Indian Defense News сообщает, что командование ВВС предполагает, получив Су-35, использовать для Су-30МКИ двигатели этого самолета. Разумеется, не переставляя их с новых машин на старые, а производя в компании HAL. И это приведет к значительному улучшению летных характеристик самолета. Имеющиеся двигатели имеют тягу 7700 кгс, а на форсаже — 12500 кгс. У двигателя для Су-35 соответственно 8800 кгс и 14500 кгс. Помимо этого новый двигатель имеет плазменную систему зажигания. Но система управления у него электронно-механическая, в связи с чем он не дотягивает по требованиям до двигателя для самолетов пятого поколения.

Indian Defense News, ссылаясь на свои источники в Министерстве обороны Индии, утверждает, что интегрирование ряда других систем Су-35 в Су-30МКИ сделает самолеты в значительной степени совместимыми. А это позволит сократить эксплуатационные расходы по обслуживанию и использованию «старого» и «нового» истребителей. Это достаточно солидный бонус, который предоставляется подключаемому к тендеру российскому истребителю.

Однако он и сам по себе прекрасный самолет, относящийся к поколению 4++. К тому же поколению среди участников тендера относится еще только МиГ-35.

Су-35 обладает рекордной сверхманевренностью благодаря высоким аэродинамическим качествам планера, эффективности органов управления полетом на основе компьютерной системы и двигателю с отклоняемым вектором тяги. Для него не существует критических углов атаки. Су-35, единственный в мире, может выполнять фигуру «блинчик» — разворот на 360 градусов без снижения скорости.

Двигатель позволяет развивать на форсаже скорость 2,4 М, все остальные участники тендера не дотягивают до этого. В бесфорсажном режиме он может лететь на скорости 1,1 М, как и самолеты пятого поколения.

Боевой радиус С-35 — 1900 км, что предопределено не только тем, что это тяжелый истребитель, но и экономичным расходом топлива.

Большой шаг вперед был сделан разработчиками бортовой РЛС «Ирбис» с фазированной антенной решеткой. Самолеты пятого поколения, в которых стелс-технологии были максимально использованы, «Ирбис» обнаруживает на расстоянии 90−100 км. Истребители четвертого поколения с уменьшенной заметностью — на расстоянии в 200−250 км, бомбардировщики — до 400 км. РЛС позволяет одновременно сопровождать 30 и обстреливать 8 целей, причем как воздушных, так и наземных.

Есть и еще один «орган зрения» — оптико-локационная система ОЛС-35, имеющая телевизионный и тепловизионные каналы. В задней сфере она обнаруживает самолеты (любые, ЭПР не имеет значения) на расстоянии 80 км, в передней — 40 км.

С Су-35 ни один истребитель не может сравниться ни по боевой нагрузке, ни по разнообразию ракетно-бомбового вооружения. При этом целый ряд ракет обладает рекордными характеристиками. Так, ракета «воздух-воздух» Р-37 имеет дальность 300 км. Ближайшая по дальности аналогичная ракета в странах НАТО — AIM-120D, способна улетать лишь на 180 км. Ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-73 имеет прекрасную динамику — на скорости в 3 М она маневрирует, приближаясь к цели с перегрузкой 40 g. Спастись от нее при помощи маневрирования крайне проблематично.

Есть также широкий спектр боеприпасов, предназначенных для нанесения ударов по наземным и надводным целям.

Так что у Су-35 нет среди участников тендера конкурентов по боевым качествам. Однако, как было сказано выше, индийцы с легкостью меняют правила игры в зависимости от целого ряда факторов — политических, экономических, технических. Все может случиться. Особенно если учитывать, что у американцев, представивших на конкурс два истребителя, всегда есть в запасе один весьма эффективный прием — как пел Высоцкий, ход конём по голове. То есть угроза ввести санкции за военно-техническое сотрудничество с «мировым агрессором», с Россией. Однако, как продемонстрировала Турция, не всегда это срабатывает.

Источник

Комментарии закрыты.