Капитан 1 ранга рассказал о кладбище атомных субмарин в Карском море
В заливе Амбросиева в Карском море найден контейнер с атомным реактором старой советской подлодки К-19, переживший за времена своей службы немало аварий. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на руководителя отряда «Центроспас» МЧС России Евгения Линейцева. Спасатель рассказал, что в этом районе сейчас работает экспедиция по поиску затопленных радиоактивных объектов.
Насколько опасна такая находка? Может ли место захоронения старых военных ядерных отходов в Карском море стать новым Чернобылем? Об этом «МК» рассказал военный эксперт капитан 1 ранга Владимир Гундаров.
Фото: pixabay.com
— Карское море, бухты в районе Новой Земли, в советское время было для нас местом затопления отработанных ядерных реакторов и старых атомных подводных лодок, — поясняет эксперт. — Только во время горбачевской перестройки, когда был заключён договор с американцами, уже на их деньги мы начали строить ядерные хранилища. Тогда из корпусов подлодок стали вырезать отсеки с атомными реакторами, запаивать их в виде таких своеобразных бочек и транспортировать в места хранения.
Одно из мест такого хранения находится рядом с гарнизоном подводных лодок в Гаджиево, в той самой бухте Ягельной, где стоят наши современные подводные лодки. Там же на удалении есть и место хранения таких вырезанных реакторных отсеков атомных подлодок.
Кроме тех лодок, которые выводились из боевого состава, у нас были затоплены еще и аварийные подлодки. Их в Карском море топили вместе с ядерными отсеками, даже не вынимая топлива из их реакторов. Помимо этого, на дне океана у нас находится ещё много атомных подводных лодок, затонувших вместе с ядерным оружием.
К примеру К-219. Она утонула в 1986 году, и лежит на траверзе Нью-Йорка в Атлантическом океане. На ней произошёл взрыв в шестой ракетной шахте, так как она вышла на боевую службу с испорченной шахтой. После взрыва лодка сначала всплыла и затем стала тонуть прямо на глазах американских моряков, наблюдавших за этим с окружавших ее кораблей. Вместе с ней на дне лежат 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками, плюс торпеды со специальными ядерными боевыми частями. Этот оружейный плутоний так и остался в море и теперь постепенно там «растворяется».
Кстати, Горбачёв в своё время даже приказал построить подводный аппарат, который теперь называется «Русь», способный опускаться на глубину порядка пяти километров, чтобы обследовать состояние этой лодки, а, возможно, даже и попытаться достать кой какие секреты, которые на ней остались.
Другая наша атомная лодка «Комсомолец» утонула в 1989 году в Норвежском море. Это только из тех, что на слуху. Тут можно сказать лишь одно: у американцев за все время утонули всего две подлодки, а у нас столько, что пальцев на обеих руках не хватит. Ну, и конечно, ещё больше мы затопили сами, когда выводили их из боевого состава. Именно потому в Карском море и появилось это «кладбище» в районе новой Земли. Как раз в той самой бухте, где сейчас как раз обнаружен реактор К-19.
Насколько это все опасно? Топливо атомных реакторов и оружейный плутоний распадается довольно долго, что плохо сказывается на окружающей среде. Там плавают рыбы, эту рыбу – в том числе в Карском море – мы ловим. Она попадает к нам на стол, в результате все какие-то нуклиды попадают в организм человека, что в отдалённой перспективе отрицательно влияет на наше здоровье.
Что касается опасности масштабов Чернобыльской катастрофы, то, конечно же, никакого взрыва произойти там не может. Идет лишь постепенное разрушение ядерных боеголовок и атомных реакторов с последующим истечением радиоактивных материалов в море, из-за чего происходит заражение окружающей флоры и фауны.
Чтобы утонувшие ядерные боеголовки или ядерный реактор взорвались, надо создать необходимые условия для такого взрыва. Примерно такие, какие были созданы в Чернобыле «благодаря усилиям» операторов Чернобыльской АЭС, которые вывели реактор на экспериментально нерасчётные параметры работы.
Здесь же всё затоплено, выключено и подобных взрывоопасных условий просто физически создать невозможно. Перед затоплением реактор на лодке всегда обезвреживается. Даже если лодка из боевого состава внезапно тонет, то реактор в любом случае выводится из работы. Внутри него опускается специальная компенсирующая решётка, которая прекращает действие цепной реакции в реакторе. И потом уже, только по мере разрушения металла, радиоактивные вещества из него попадают в воду.
Честно говоря, во всей этой ситуации с обнаруженным ядерным реактором подлодки К-19 меня удивляет только одно. Нам говорят, что этот реактор нашли. А чего его искать? Все места таких захоронений обозначены на картах, которые давным-давно опубликованны.
В частности, Международное экологическое объединение «Беллона» (Bellona) и в первом, и во втором своем докладах указывала места затопления наших атомных подводных лодок. Так что эта сенсация – «секрет Полишинеля».
Комментарии закрыты.