Новая торпеда Mark 48 обеспечит критическое преимущество над ВМФ РФ
С 1972 года главной тяжелой торпедой ВМС США является 533-миллиметровая Mark 48. За полвека она пережила несколько модернизаций, оставаясь современным оружием, позволявшим бороться как с надводными кораблями, так и с подводными лодками, поскольку конструкторы отслеживали развитие военно-морского флота своего главного противника — Советского Союза, а затем и России. И вот теперь готовится передача ВМС США новой модификации торпеды.
Работы ведутся с соблюдением высокой степени секретности. Но на этой неделе представители американского флота раскрыли некоторые детали «осовременивания» торпеды. СМИ пришли к выводу: новая торпеда ВМС США может стать очень опасной для российских кораблей и подводных лодок.
Вначале необходимо познакомиться с тем, что же сейчас представляет Mark 48, а также пунктирно рассмотреть ее эволюцию.
Первая модификация — Mark 48 Mod 1 — была, что называется, пробой пера. Но главный шаг вперед по отношению к оружию данного типа предыдущих поколений был сделан. Торпеда стала универсальной — двухцелевой, то есть для атаки как надводных кораблей, так и подводных лодок. Изначально она была тепловой, а не электрической. В первой модификации в качестве силовой установки использовался газотурбинный двигатель, который вскоре заменили на поршневой, работающий на унитарном топливе Otto-II и выдающий мощность в 500 л.с.
Система наведения Mark 48 Mod 1 на цель включала в себя активно-пассивную гидроакустическую систему самонаведения (ССН). Также была возможность управления движением торпеды по кабелю длиной до 18 км. Но команды по нему передавались в одном направлении — от запустившей торпеду подводной лодки до системы управления торпеды.
В Mark 48 Mod 3, которая появилась в 1976 году, были внесены существенные изменения. Как было сказано выше, появился новый двигатель. В канале телеуправления, то есть по кабелю, появилась возможность лодке получать информацию от торпеды для более точного ее наведения.
Постепенно, от модификации к модификации, увеличивалась скорость и дальность, а также максимальная рабочая глубина торпеды. Разумеется, продвигались вперед и возможности гидроакустических ССН — чувствительность, дальность обнаружения, избирательность, помехозащищенность.
В настоящий момент в ВМС США эксплуатируются две модификации торпеды Mark 48 — 6-я (1998 год) и 7-я (2008 год). В первой из них были существенно доработаны двигательная установка и электронная часть. Были повышены производительность процессора и объем памяти. Это позволило более точно обрабатывать снимаемую с гидроакустической ССН информацию и, соответственно, получать более точные данные об атакуемой цели — размерах, удаленности, скорости и направлении движения.
Также была снижена шумность торпеды за счет демпфирования узлов двигателя и использования более совершенного движителя — два соосных винта, вращающихся в противоположных направлениях, были заменены водометом.
Основным направлением модернизации торпеды до 7-й модификации стало улучшение ее работы в прибрежных мелководных районах, где гидролокация осложняется за счет многократного отражения акустических волн от дна и прочих препятствий. Была использована усовершенствованная гидроакустическая система CBASS (Common Broadband Advanced Sonar System) с цифровым формированием луча характеристики направленности и новое программное обеспечение.
Разработчик — компания «Локхид-Мартин» — называет Mark 48 Mod 7 лучшей торпедой в мире. При этом все ее характеристики (даже скорость) засекречены. Поэтому мы может воспользоваться лишь открытыми данными по торпеде Mark 48 Mod 6.
Длина — 5,79 м, калибр — 533 мм, масса — 1663 кг. Максимальная скорость — 55 узлов (у Mark 48 Mod 5 — 60 узлов). Дальность — 50 км при скорости подкрадывания, 35 км при максимальной скорости. Дальность телеуправления (по кабелю) — 18 км. Дальность захвата цели гидроакустической ССН — 3500 м. Рабочая глубина — по различным оценкам от 800 м до 1000 м. Масса боевой части — порядка 300 кг.
По направлению к цели торпеда движется на максимальной скорости. При подходе на расстояние захвата цели гидроакустической ССН скорость снижается до 35−40 узлов (по различным оценкам) и начинается поиск цели при перемещении торпеды «змейкой». После захвата цели ССН вновь включается максимальный скоростной режим.
Но при этом торпеда, потеряв цель, имеет возможность повторить атаку, перейдя в режим свободного поиска. То есть реализован принцип «выстрелил и забыл».
Так что же еще могут сделать американцы с Mark 48, когда в 2008 году они, казалось бы, получили «лучшую в мире» торпеду?
Сообщается, что работы, производящиеся компанией «Локхид-Мартин», направлены:
на повышение скрытности;на совершенствование процесса самонаведения;исключение демаскирующих факторов гидроакустической системы;снижение шумности;повышение удельной мощности энергетической установки;также предполагается повысить поражающее воздействие боевой части торпеды.
При этом раньше указывалась ориентировочная стоимость перспективной торпеды — 3,7 млн. долларов. Вполне понятно, что «Локхид-Мартин», как обычно, увеличит эту цифру минимум в полтора раза. Это ясно хотя бы по тому, что Mark 48 Mod 5 стоит 3,5 млн. И это в ценах конца 80-х годов!
Следует признать, что перспективная модификация — это, действительно, грозное оружие. И американцы это всячески подчеркивают, заявляя, что оно даст ВМС США критическое боевое преимущество. Это очень серьезное заявление. Разумеется, преимущество предполагается над флотами России и Китая.
Так что же этому может противопоставить Россия, которая чуть ли ни весь постсоветский период никак не могла решить, какие же торпеды выбрать в качестве главного ударного вооружения — электрические или тепловые?
У нас была тепловая «толстая» торпеда — 65−76А «Кит», — существенно превосходившая по энергетическим показателям Mark 48. Была принята на вооружение в 70-е годы. Имела два калибра — 533 мм и 650 мм. Была способна поражать субмарины противника на расстоянии до 100 км, то есть ее носителю, подводной лодке, не требовалось входить в зону противолодочной обороны противника. Скорость достигала 70 узлов.
В 2002 году подрыв «Кита» привел к гибели лодки «Курск» — это основная и официальная версия аварии. Командование ВМФ решило поставить жирный крест на тепловых торпедах в связи с их «чрезвычайной опасностью». Все торпеды были сняты с вооружения и остановлены разработки новых тепловых. В условиях отсутствия в стране аккумуляторов, обладающих высоким качеством, начали развивать направление электрических торпед. Однако по характеристикам они не могли сравняться с Mark 48.
Но совсем недавно, 4 года назад, наконец-то появилась тепловая универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ «Физик». Через два года на вооружение была принята ее более совершенная модификация «Футляр».
По дальности и скорости эта торпеда сопоставима с американский. И даже несколько ее превосходит. Скорость от 60 до 65 узлов, дальность — 50−55 км. Рабочая глубина существенно меньше — 400 м. Кабель телеуправления длиннее — 25 км. Движитель также водометной. И БЧ тоже 300-килограммовая.
Поиск цели при движении по «змейке» и свободная «охота» в случае потери цели — всё это тоже есть.
О гидроакустической ССН известно немного. Но то, что известно, печалит. Дальность обнаружения цели — 2500 м против 3500 м у существующей американской торпеды. Сколько будет у перспективной модификации, неизвестно, но, конечно, не меньше, а больше.
Как себя ведет «Футляр» на мелководье? Насколько он малошумен? Каковы вычислительные возможности его процессора? Какова помехоустойчивость? Какова избирательность гидроакустической ССН? Об этом ничего неизвестно. Но можно предположить на основании не слишком высокой чувствительности, что тут до продукта «Локхид-Мартин» нашим конструкторам надо дотягиваться не один год.
Однако все же следует сказать, что «Физик» и «Футляр» значительно превосходят по возможностям существовавшие до них торпеды. То есть это несомненный шаг вперед. Именно ими вооружаются наши главные и наиболее совершенные подводные лодки — стратегический подводный ракетоносец «Борей» и многоцелевой атомный «Ясень».
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Комментарии закрыты.