Россия пытается старыми «Зубрами» закупорить Балтийское море, но это бесполезно | Новости армии России в онлайне | Novostiarmii.ru

Россия пытается старыми «Зубрами» закупорить Балтийское море, но это бесполезно

Россия пытается старыми «Зубрами» закупорить Балтийское море, но это бесполезно

На фото: малый десантный корабль на воздушной подушке «Евгений Кочешков» (Фото: Виталий Невар/ТАСС)

В российских СМИ появились сообщения о том, что ВМФ готовится «закупорить» Балтийское море. И даже Черное море. Хоть речь идет о кораблях, приписанных к Балтийскому флоту. К тому же это малые корабли. И их два. А кто-то даже заявил, что модернизация превратит их в «корабли звездных войн». В общем, волнение поднялось сильное.

Хотя, конечно, это очень интересные корабли, и стоит остановиться на их судьбе поподробнее.

В начале 80-х годов ЦМКБ «Алмаз» разработало малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 12322 «Зубр». Его уникальность заключалось в соединении высокой скорости со значительными габаритами. До сих пор «Зубр» является самым крупным кораблем данного типа.

Было построено 15 кораблей, первый из которых вошел в состав Балтийского флота в 1988 году. Остальные примерно в равных соотношениях шли и на Балтику, и на Черное море. Сейчас осталось 2 корабля, приписанных в 1991 году к Балтийскому флоту — «Евгений Кочешков» и «Мордовия».

С остальными судьба обошлась жестоко. Часть кораблей отошла к Украине, и та их быстро продала Греции и Китаю. Россия также продала несколько кораблей тем же самым странам. 5 кораблей были утилизированы. То есть так вышло, что 8 прекрасных быстроходных десантных кораблей в настоящий момент эксплуатируются в иностранных флотах и лишь 2 в нашем.

«Зубр» способен перевозить до 140 десантников вместе с боевой техникой, суммарный вес которой достигает 150 тонн. Это могут быть 3 основных боевых танка. Или 10 БТР. Или 8 БМП. Или 8 плавающих танков. Если техника отсутствует, то количество десантников может достигать 500 человек.

«Зубр» не только доставляет личный состав и технику к месту десантирования, но и поддерживает действия своих войск с помощью реактивного огнеметно-зажигательного комплекса «Огонь» калибра 140 мм. На корабле размещены два комплекса, каждый из которых имеет 22 направляющих. Максимальная дальность стрельбы — 4500 метров, минимальная — 800 метров.

Также есть автоматический 6-ствольный артиллерийский автомат калибра 30-мм с дальностью стрельбы до 5000 м и боекомплектом в 3000 снарядов. Скорострельность — 5000 выстрелов в минуту.

Для высадки десанта и техники используется носовая аппарель. При этом корабль способен и передвигаться по относительно ровной или заболоченной почве, используя воздушную подушку.

«Зубр», безусловно, хороший корабль, позволяющий реализовать тактику «быстрого реагирования». И можно было бы продолжить его строительство. Однако в сложившихся обстоятельствах это невозможно. На корабле используется газотурбинный двигатель М-70, точнее — 5 таких двигателей мощностью по 10 тыс. л.с. 2 из них обеспечивают работу вентиляторов, создающих воздушную подушку. 3 раскручивают толкающие винты, создающие горизонтальную тягу.

Так вот, двигатели раньше производились на Украине, на николаевском заводе «Зоря». Из-за разрыва отношений между Москвой и Киевом возникла еще более серьезная проблема — газотурбинных установок «Зори» лишились строящиеся для ВМФ России фрегаты проекта 22350. В связи с критической ситуацией пришлось самостоятельно разработать двигатели для фрегатов и построить для них производственную линию в Рыбинске. Но, понятно, что для малых десантных кораблей, какими бы распрекрасными они ни были, в этом плане никто палец о палец не ударит.

Это связано еще и с тем, что изменилась концепция десантных операций. От «больших» малых быстроходных десантных кораблей решили отказаться. Вместо них решили развивать линию катеров на воздушной подушке, которые будут базироваться на десантных кораблях нового типа. Например, на универсальных десантных кораблях, которые неизвестно когда появятся в России. Характерно, что концепция изменилась именно тогда, когда Франция намеревалась построить для России два вертолетоносца «Мистраль», которые, по сути, являются УДК.

Возникла и еще одна проблема — возможности ремонта силовых установок. Два российских корабля эксплуатируются уже почти 30 лет. Ресурс двигателей — 4000 часов. До 2014 года можно было бы еще приобрести на Украине хотя бы один комплект двигателей, 5 штук. Но за каждый надо было заплатить миллион долларов. Денег было жалко. Теперь не купить ни за какие деньги.

Но все-таки один корабль, «Евгений Кочешков», прошел ремонт в начале этого десятилетия. И вот теперь решили оба корабля модернизировать. Вначале «Мордовию», поскольку предварительно ее надо отремонтировать.

Предполагается внедрить на корабли современную систему управления, благодаря чему должна существенно возрасти доля автоматизации всех корабельных процессов, включая управление движением, ведение огня, высадку и прием десанта. Также изменения затронут навигационную систему, средства связи. Будет усилена радиолокационная станция. Реактивный огнемет будет заменен на РСЗО «Град» морской модификации.

Что интересно: в Китае ситуация с «Зубрами», которому и Украина, и Россия продали корабли, значительно лучше, чем в России. Украина снабдила покупателей полным комплектом конструкторской и технологической документации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на верфях Даляна уже построены два «Зубра», которые китайцы переименовали в «Бизонов».

И в заключение пару слов на тему о китайской мудрости и русском раздолбайстве. Китай в середине 90-х годов начал проявлять повышенный интерес к мощным газотурбинным установкам для оснащения ими своих фрегатов и корветов. На Украине, в Николаеве, закупали соответствующие двигатели. И приглашали для консультаций специалистов предприятия «Зоря — Машпроект».

Затем китайцы заказали разработку ГТУ М80 мощностью 50 тыс. л.с. для своих эсминцев. И с помощью привлеченных украинских специалистов перенесли технологии на свои заводы. Теперь в Китае нет никаких проблем с ГТУ. Чего не скажешь о России, где начался переполох лишь после того, как жареный петух клюнул в филейную часть тела.

Источник

Комментарии закрыты.