Секретный разведчик «Академик Александров» подойдет к Трампу в районе Аляски | Новости армии России в онлайне | Novostiarmii.ru

Секретный разведчик «Академик Александров» подойдет к Трампу в районе Аляски

Секретный разведчик «Академик Александров» подойдет к Трампу в районе Аляски

На фото: макет морского судна обеспечения ледового класса «Академик Александров» проекта 20183 (Фото:
Владимир Ларионов/ТАСС)

Информация об этом важном событии в жизни ВМФ России появилась лишь через месяц после того, как оно произошло. Да и то информация была отнюдь не официальной: о торжественной передаче флоту в Северодвинске океанографического исследовательского судна (ОИС) «Академик Александров» проекта 20183, состоявшейся в начале марта, сообщил российский производитель кранового оборудования ЗАО «СММ». Подчеркиваем — не Центр судоремонта «Звездочка», где судно построили, не ЦМКБ «Алмаз», где оно спроектировано, не представители ВМФ, для кого оно построено, а компания, спроектировавшая и установившая высокотехнологичные судовые краны.

Правда, в церемонии от флота принимали участие не просто представители ВМФ, а офицеры Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны. А это сверхсекретное ведомство чрезвычайно не любит огласки. Так, спуск на воду носителя ядерного беспилотника «Посейнон» — АПЛ «Белгород» — проходил ночью.

Так что «Академик Александров» — это судно секретное. И хоть некоторые его технические характеристики не являются тайной, но о составе, предназначении и возможностях специального оборудования можно только гадать.

Надо сказать, что сейчас в России не строят боевые корабли, которые способны работать за пределами ближней морской зоны. А ОИС «Академик Александров» относится к судам океанской зоны. Оно может работать и в арктических и антарктических широтах, зимой преодолевая 80-сантиметровые льды, а летом — метровые.

Судно имеет водоизмещение 5800 тонн. Длина — 96 м, ширина — 18 м, осадка — 9,3 м. Развивает скорость в 14 узлов. Экипаж — 65 человек. Оснащен двумя электродвигателями мощностью по 3262 л.с. каждый. Имеет вертолетную площадку для приема вертолетов, но собственной винтокрылой машиной не обладает.

О судовом оборудовании известно лишь то, что поведала компания «СММ». Есть три электрогидравлических крана. Причем «старший» из них — С2500 — обладает рекордной грузоподъемностью среди отечественных судовых кранов, поднимая 100 тонн на вылете стрелы до 25 метров.

С120 имеет телескопическую стрелу, максимальный вылет которой составляет 20 метров. Этот кран оснащен устройством снижения динамических нагрузок и системой компенсации качки и позиционирования груза под водой на глубине до 500 метров.

С15 — кран-манипулятор с грузоподъемностью до 2 тонн.

Перечень решаемых задач абсолютно безразмерный. Судно предназначено для проведения научных и исследовательских работ на шельфе арктических и антарктических морей, обеспечения работы специальной техники, мониторинга районов деятельности флота, районов проведения испытаний, мест нахождения потенциально опасных донных объектов, установки донного контрольно-измерительного и другого оборудования.

А также для проведения поисково-спасательных работ, буксировки и установки военной и специальной техники, обследования и подъема затонувшей морской техники.

Однако, выделив из этих задач главные, ради чего «Академик Александров» строился, можно сказать, что судно предназначено для разведывательной и диверсионной деятельности.

Поскольку судно относится к ГУГИ, то оно оснащено оборудованием для глубоководных погружений водолазной команды. Также должны быть телеуправляемые аппараты, которые могут работать на глубине до 6000 метров. И это не голословное предположение — на других судах ГУГИ используется именно такая техника.

Глубоководная разведка производится на подводных кабельных линиях США и стран НАТО, по которым передается секретная информация, циркулирующая в сетях ВМС Североатлантического альянса. Она считывается при помощи специальной аппаратуры, прикрепляющейся к кабелю, и передается на судно-носитель разведывательного оборудования. Таким методом также можно вносить помехи в кабельные линии с целью временного нарушения работы информационных магистралей.

Правда, военные кабельные информационные каналы дублируются при помощи спутниковых линий передачи данных. Однако при сокращении каналов передачи информации, когда объем информации остается прежним, неизбежно возникает перегрузка аппаратуры спутников связи. В лучшем случае это чревато замедлением работы систем, в худшем происходит «информационный паралич».

Конечно, кабели можно и перерезать. Но это будет называться уже не разведкой, а диверсией. И для таких действий необходимы очень веские основания.

Разумеется, работой с кабелями дело не ограничивается. Океанографические исследовательские суда крайне эффективно могут собирать важнейшую информацию, расставляя на дне вблизи натовских баз гидрофоны, которые улавливают акустические волны, распространяющиеся в водной среде. Таким образом можно отслеживать обстановку в достаточно обширном регионе — узнавать о движении подводных лодок, снимать акустические паспорта новых субмарин и надводных кораблей, узнавать о специфике работы того или иного оборудования баз подводных лодок и надводных кораблей.

Помимо этого ОИС занимаются и надводной — эфирной — радиотехнической разведкой. И в этом смысле, работая сразу в двух средах, они эффективнее самолетов-разведчиков.

В десятые годы у ОИС появились еще две грандиозные задачи, которые требуют привлечение значительного количества специализированных судов. И их число неуклонно увеличивается. Сейчас у ГУГИ главным и наиболее эффективным средством является судно «Янтарь» проекта 22010, переданное Северному флоту в 2015 году. Оно буквально вызвало переполох, когда сразу же после вступления в строй проинспектировало базу американских подводных стратегических ракетоносцев «Кингс-бей» на восточном побережье США.

В результате этого вояжа был рассекречен переход лодки с баллистическими ракетами SSBN-742 Wyoming (типа «Огайо) из «Кингс-бей» в Шотландию. То есть был раскрыт весь маршрут, включая время прибытия лодки в промежуточный пункт следования.

Проходит заводские испытание судно «Алмаз» того же проекта 22010.

Сданы три судна проекта 20180 и его производных модификаций: «Звездочка» (передана СФ в 2010 году), «Академик Ковалев» (ТОФ, 2015), «Академик Александров» (2020, СФ). Строится «Академик Макеев», заложенный в 2015 году. В следующем году должно быть сдано ОИС проекта 02670 «Евгений Горигледжан». В конце прошлого года на воду было спущено судно проекта 16450 «Гараж-Гюйс» «Академик Агеев».

Всё это суда океанской зоны ледового класса.

Первая грандиозная задача, которая возложена на ныне существующие, а также строящиеся ОИС — реализация проекта, который в КБ «Малахит» реализуется в рамках ОКР «Гармония». Она предполагает создание сетей роботизированных автономных донных станций (АДС), которые разворачивают на дне гидроакустические антенны, способные работать как в пассивном, так и в активном режиме. АДС обрабатывают полученную сонарами информацию и пересылают ее в командный пункт по спутниковому каналу. Сеть АДС способна контролировать надводную и подводную обстановку на площади в сотни квадратных километров. Понятно, что этот проект предполагает выполнение громадного объема подводных работ.

Вторая задача — получение карты рельефа дна на направлениях, на которых предполагается использовать ядерный подводный беспилотный аппарат «Посейдон». Без такой карты скрытность стратегического беспилотника будет низкой, поскольку ему придется для ориентации использовать активную акустическую локацию.

Источник

Комментарии закрыты.