Авианосцы США
Новейший авианосец Gerald R. Ford
Технические характеристики
Особенности конструкции
Боевое вооружение и авиация
Авианосцы России и США – сравнение
Американский авианосец «Нимиц», головной корабль своего класса
При всем разнообразии современных боевых кораблей, ни один из них не производит столь же внушительного впечатления, как авианосцы США. Их грандиозные размеры как нельзя лучше соответствуют имиджу самой могущественной супердержавы за всю историю человечества. Сейчас уже трудно представить себе, что когда-то эти корабли считались второстепенными и вспомогательными. Тем не менее для того, чтобы значение авианосцев было осознано в полной мере, потребовались долгие десятки лет. В наши дни будущее морских гигантов вновь становится сомнительным, однако эти символы ничем не ограниченного могущества едва ли потускнеют в ближайшие годы.
История создания авианосца
Содержание статьи:
14 ноября 1910 года состоялось событие, которое поначалу могло показаться не более чем еще одним шагом на триумфальном пути развития недавно родившейся авиации: с палубы лёгкого американского крейсера «Бирмингем» впервые взлетел небольшой самолет. Пилотировал его Юджин Эли. В начале следующего, 1911 года этому же лётчику удалось посадить свой аэроплан на другой корабль, крейсер «Пенсильвания».
Разумеется, само по себе это достижение могло бы и не привести к последующему появлению авианосцев, однако Юджин Эли, скорее всего, совершал свои полёты не просто так – ведь сама идея использования самолетов для войны на море в то время уже не была новой. Родилась она, скорее всего, во Франции – именно из этой страны американский военно-морской атташе в 1908 году отправил в Вашингтон доклад, в котором были изложены основы самой концепции будущих кораблей.
Юджин Эли взлетает с палубы американского крейсера «Бирмингем»
Значительно более ясное изложение тех же мыслей содержалось в книге «Военная авиация», написанной французским инженером Клеманом Адером. Этот человек примерно за 13 лет до полетов братьев Райт построил летающий аэроплан с мотором своей собственной конструкции. Впрочем, описывая придуманный им корабль с плоской палубой «очищенной от всяческих препятствий», Адер, едва ли проявил сверхъестественную прозорливость – идея, можно сказать, витала в воздухе вместе с самими самолетами, которым в те годы еще не требовалось длинных взлетно-посадочных полос.
Альтернативным способом привлечения авиации к войне на море было использование гидропланов. Поначалу этот путь выглядел наиболее многообещающим. Незадолго до начала Первой мировой войны, в мае 1914 года, британское Адмиралтейство выкупило у компании «Blyth Shipbuilding» корпус строившегося на верфи сухогруза с целью его последующей переделки в экспериментальную плавучую авиабазу.
Судно получило ангар и плоскую палубу, которая была предназначена не для совершения взлетов и посадок, а для запуска моторов и ремонта самолетов. Кроме того, были установлены достаточно мощные по тем временам краны, с помощью которых севшие на воду гидропланы можно было поднять на борт корабля, вошедшего в состав британского флота под названием Ark Royal.
Английский гидроавианосец Ark Royal
Первая попытка создания авианосца с полноценной взлётно-посадочной палубой также была предпринята англичанами. Опыт, полученный при эксплуатации Ark Royal, а также значительный «противолодочный» боевой потенциал авиации, проявившийся в ходе Первой Мировой войны, заставили британских флотоводцев и судостроителей задуматься о создании еще одного носителя самолетов. Основой для этого корабля стал линейный крейсер Furious. Первоначально предполагалось, что на нем, как и на Ark Royal, будут размещаться гидропланы.
Когда в конце июня 1917 годаFurious был передан британскому флоту, он был оборудован лишь сравнительно небольшой взлётной палубой. Между тем, еще во время эксплуатации Ark Royal стало понятно, что посадка гидропланов на воду и их последующий подъем на борт возможны лишь при сравнительно тихой погоде. Разумеется, это ограничивало возможности авианесущих кораблей.
2 августа 1917 года один из самолетов, размещенных на Furious, выполнил первую в мире посадку на палубу движущегося корабля. Несмотря на успех этого эксперимента, было понятно, что для выполнения безопасных полетов полосу следует значительно удлинить. Поэтому корабль подвергся значительной модернизации — его палубы исчезла грот-мачта, было убрано кормовое орудие, ангары оборудовали специальными лифтами для подъёма самолетов. Главным же стало появление достаточно большой по тем временам посадочной полосы протяженностью в 91 метр.
Авиагруппа Furious после модернизации составила 20 самолетов – довольно много для 1918 года.
HMS Argus, первый авианосец с полноценной летной палубой
Практически одновременно с переоборудованием линейного крейсера английские судостроители осуществляли постройку корабля Argus, который стал первым авианосцем классической компоновки. Как и Ark Royal, он представлял собой переделанное гражданское судно – итальянский пассажирский лайнер Conto Rosso, приобретенный британским Адмиралтейством в августе 2016 года.
Главным отличием «Аргуса» стала большая плоская полетная палуба, занимавшая всю верхнюю часть корабля. Это позволяло летчикам осуществлять взлёт и посадку в значительно более благоприятных условиях, чем на Furious. Кроме того, именно на «Аргусе» впервые появились тормозные тросы для сокращения пробега самолетов, плоские горизонтальные дымовые трубы и множество других новшеств, впоследствии ставших типичными для этого класса кораблей.
Следует отметить, что при всех своих достоинствах Argus всегда рассматривался скорее как экспериментальный, опытный корабль, что было связано, прежде всего, с его «гражданским» происхождением и тихоходностью. Значительным недостатком было и отсутствие каких-либо надстроек над плоской верхней палубой. Поэтому уже после окончания Первой Мировой войны было принято решение о строительстве корабля Hermes, который, в отличие от всех своих предшественников, изначально проектировался как носитель палубной авиации. В состав британского флота «Гермес» вошёл лишь в 1920 году.
Таким образом, на звание первого в мире авианосца могут претендовать сразу несколько разных кораблей – и все они британские. Первенство могло бы достаться и Соединенным Штатам, но по каким-то причинам этого не случилось.
USS Langley – первый американский авианосец
Имелись проекты создания авианосцев и в России. Автором одного из них являлся один из первых русских авиаторов, капитан Лев Мациевич. К сожалению, этот человек погиб осенью 1910 года во время выполнения демонстрационного полета, а проект его не получил никакого развития.
Эволюция авианесущих кораблей
Несмотря на довольно значительный прогресс, достигнутый в годы Первой Мировой войны и сразу после неё, дальнейшее развитие авианосцев в 20-е и 30-е годы прошлого века шло довольно медленными темпами. Это было связано прежде всего с отсутствием внятной концепции применения нового типа кораблей. Авианосцы предполагалось использовать для разведки, поиска подводных лодок и защиты флота от самолетов берегового базирования. Главной ударной силой продолжали считать огромные тяжелобронированные линкоры.
Первые попытки создания авианосцев в США натолкнулись на сопротивление со стороны командования флота, которое крайне низко оценивало не только боевые, но и эксплуатационные возможности аэропланов. Лишь в 1922 году американские моряки получили в своё распоряжение корабль, с которого могли взлетать самолеты. Это было переделанное грузовое судно «Юпитер», построенное еще в 1911 году и первоначально предназначенное для перевозки угля. После модернизации и переоборудования оно было превращено в авианосец CV-1 «Лэнгли».
USS Saratoga – американский линейный крейсер, преобразованный в авианосец
Трудно сказать, сколько еще времени потребовалось бы США для постройки полноценных авианосцев, если бы не Вашингтонский договор, подписанный в 1922 году. В соответствии с этим документом, ведущие военно-морские державы, в число которых, наряду с Великобританией и США входили также Италия, Франция и Япония, брали на себя обязательства по ограничению количества линкоров и линейных крейсеров большого водоизмещения.
В те годы на американских верфях строились корабли Lexington и Saratoga. Оба они были спроектированы как линейные крейсера и подпадали под действие Вашингтонского договора. Единственным способом уберечь их от превращения в груду металлолома стала переделка в авианосцы. Именно так, почти принудительно, в составе американского флота и появились CV-2 и CV-3.
Подобным же образом тогда поступили и японские кораблестроители, превратившие в авианосцы линкор «Кага» и линейный крейсер «Акаги».
В течение 30-х годов прошлого века в США был создан новый тип больших авианосцев, получивший название Yorktown (в соответствии с именем головного корабля). Он оказался очень перспективным и позволил в дальнейшем разработать еще более совершенный тип Essex. Все авианосцы, построенные по этим проектам, уже не являлись результатом какой-либо переделки. При этом, однако, нельзя сказать, что появление новых кораблей сопровождалось значительным пересмотром военной доктрины.
Приблизительно таким же образом развивались события и в Японии – несмотря на то, что эта страна отказалась от ограничений, наложенных Вашингтонским договором, и получила возможность строить любые корабли, авианосцы по-прежнему недооценивались. Ситуация не изменилась даже после появления довольно удачных «Сорю» и «Хирю».
Японский авианосец «Хирю», погибший во время Второй Мировой войны
К началу Второй Мировой войны распределение авианосцев по флотам разных стран мира выглядело следующим образом:
США – 8 кораблей, один из которых («Лэнгли») был переделан в авиатранспорт. Из семи остальных два представляли собой результат переоборудования линейных крейсеров;
Франция – один авианосец «Беарн», переделанный из линкора еще в начале 20-х годов;
Япония – 6 кораблей;
Великобритания – семь авианосцев, включая старые «Аргус», Furious, Eagle, Hermes и «Корейджес». Более современным был только Ark Royal, спущенный на воду в 1937 году.
Боевые действия на море, развернувшиеся, начиная с 1939 года, продемонстрировали существенно увеличившуюся по сравнению с периодом Первой Мировой войны «противокорабельную» мощь авиации. Наглядным примером стало, в частности, нападение самолётов, взлетевших с нового английского авианосца Illastrious, на итальянские линкоры в бухте Таранто. Именно эта атака стала своего рода прообразом намного более масштабного разгрома американского линейного флота в Пёрл-Харборе в декабре 1941 года.
Сторонникам линкоров было преподнесено еще несколько жестоких уроков, включая уничтожение кораблей Repulse и «Принц Уэльский» 10 декабря 1941 года. В этом примечательном случае против британского флота действовали не авианосные, а береговые самолеты, но это мало что меняло – стало понятно, что даже самая мощная броня не позволяет защитить недавних «повелителей океана» от атаки с воздуха.
Определяющими стали события 1942-го года – битва в Коралловом море и сражение у острова Мидуэй. В обоих случаях главными участниками боев стали американские и японские авианосцы, наносившие удары друг другу с огромного расстояния. Обычные же надводные корабли ничего не решали.
Американский авианосец «Йорктаун» горит после атаки японских самолетов во время сражения у острова Мидуэй
В этих условиях главным фактором победы стала экономическая мощь США, позволившая этой стране в сравнительно короткие сроки построить десятки новых авианосцев. Япония не смогла ничего этому противопоставить, что и привело в итоге к её полному поражению. Экстренная переделка в авианосцы крупнейших в мире линкоров серии «Ямато» не могла переломить эту ситуацию.
В Атлантике обстановка складывалась несколько иначе. Здесь первостепенной стала «эскортная» роль авианесущих кораблей, поскольку главным противником являлись немецкие субмарины. США и тут оказались на высоте, сумев наладить довольно масштабный выпуск небольших вспомогательных авианосцев. Делались они чаще всего на базе сухогрузов или танкеров.
После завершения Второй Мировой войны главным потенциальным противником США стал Советский Союз. Поскольку военный флот, имевшийся у СССР, был сравнительно небольшим, масштабных морских сражений не предвиделось. По этой причине был предпринят ряд попыток превратить американские авианосцы в средство нанесения стратегических ударов по советской территории.
Предполагалось, что после перехода Холодной войны в «горячую» фазу авианосцы подойдут как можно ближе к берегам СССР, после чего с них поднимутся бомбардировщики A-3 Skywarrior и AJ Savage с ядерными бомбами на борту. Концепция эта с самого начала была весьма сомнительной, а после появления подводных ракетоносцев, тяжелой стратегической авиации и межконтинентальных ракет от неё пришлось и вовсе отказаться.
USS Enterprize, первый американский атомный авианосец
В то же время советский военный флот к 60-м годам значительно усилился, что поставило вопрос о возвращении американским авианосцам их первоначальной роли – они вновь должны были стать эффективным инструментом завоевания господства на море. Для этого были необходимы новые, более мощные и крупные корабли. Возникла концепция «суперавианосца», оснащенного атомным реактором и способного к неограниченно длительному плаванию. Первым таким кораблём стал CVN-65 Enterprize, введённый в строй в 1961 году. Затем началось строительство авианосцев класса Nimitz – настоящих монстров водоизмещением около 100 тысяч тонн. Сегодня именно они являются главной ударной силой американского флота и предметом национальной гордости Соединенных Штатов.
Современные авианосцы в США
CVN-65 Enterprize являлся, по меркам 60-х годов, прямо-таки «золотым» кораблём – в ходе его строительства и испытаний был потрачен 451 миллион долларов, что привело в ужас военное командование США. Учитывая это, от первоначальных замыслов, предусматривающих спуск на воду целой серии новых атомных авианосцев, решили отказаться. Ситуация изменилась после того, как Enterprize принял участие в войне во Вьетнаме, ярко проявив своё преимущество над своими более старыми «соперниками» — он мог сколь угодно долго находиться в заданном районе, не отвлекаясь на дозаправку топливом.
В итоге к концепции «суперавианосца» вернулись, но на ином уровне – решено было построить серию кораблей более продуманной конструкции. Если CVN-65 приводился в движение восемью атомными реакторами, то на авианосцах новой серии, впоследствии получившей название Nimitz, имелось только две ядерных установки.
Авианосец Enterprize во время движения по Тонкинскому заливу в сопровождении крейсеров
Кроме того, был разработан особый производственный цикл изготовления этих кораблей, позволивший кардинально сократить сроки их строительства и заметно снизить накладные расходы.
Всего в состав американского военно-морского флота вошло 10 авианосцев класса Nimitz. Все они на сегодняшний день остаются в строю. Кроме того, в 2009 году на воду был спущен Gerald R. Ford – головной корабль новой серии. В целом этот авианосец схож со своими предшественниками, но конструкция и оснащение были заметно улучшены.
10 кораблей класса Nimitz
Разумеется, американские суперавианосцы появились не все сразу, они строились один за другим, постепенно увеличивая военно-морскую мощь США. Изготовителем этих кораблей стала компания Newport News Shipbuilding, на верфях которой было, кроме того, изготовлено больше половины всех американских атомных подводных лодок.
USS Nimitz (CVN68)
Сооружение самого первого авианосца в серии началось в июне 1968 года. Заняло оно чуть менее четырёх лет, после чего громадный корабль, полное водоизмещение которого достигает 104 112 тонн, подвергся целому ряду различных проверок и испытаний. Торжественная церемония ввода авианосца в состав ВМФ, одним из участников которой стал президент США Джеральд Форд, состоялась 3 мая 1975 года.
Назван был этот корабль в память о Честере Нимице, американском адмирале, который командовал во время Второй Мировой войны тихоокеанским флотом.
Первым эпизодом боевого применения авианосца стало его участие в попытке освобождения американских граждан, удерживаемых в Иране в качестве заложников (операция «Орлиный коготь»). Как известно, эта попытка завершилась полным провалом, к которому, впрочем, «Нимиц» никакого отношения не имел.
Вертолет RH-53D готовят к вылету на палубе авианосца «Нимиц» для участия в операции «Орлиный коготь». Снимок сделан в 1980-м году
В 1981 году авианосец стал непосредственным участником «инцидента в заливе Сидра», жертвой которого стали два самолета Су-22 ВВС Ливии, сбитые истребителями F-14, взлетевшими с палубы «Нимица». Спустя десять лет корабль был использован для налётов на Ирак в ходе широко известной операции «Буря в пустыне».
В 2003 году авианосец «Нимиц», характеристики которого всё еще отвечали требованиям времени, снова привлекли к нанесению ударов по сторонникам Саддама Хусейна. Как известно, новая война закончилась оккупацией Ирака, который и сегодня еще не полностью восстановил свой государственный суверенитет.
Самым трагическим эпизодом истории этого корабля стало происшествие, случившееся еще в 1981-м году. Тогда на палубу авианосца рухнул самолет EA-6B Prowler. В результате 45 человек получили ранения, а 14 погибли. Одной из причин катастрофы стало употребление марихуаны членами палубной команды.
По всей видимости, именно CVN-68 станет первым кораблем класса «Нимиц», отправленным «на пенсию». В соответствии с новыми планами командования ВМФ, в составе американского флота должно быть лишь 10 авианосцев, а сейчас их 11.
Dwight D. Eisenhower
Второй корабль класса Nimitz получил свое название в честь американского президента Эйзенхауэра, который также известен как главнокомандующий экспедиционными силами союзников во время Второй мировой войны.
Строился этот авианосец несколько дольше, чем «Нимиц» — более пяти лет, начиная с 1975 года. В состав военного флота его ввели в 1977-м. В последующие годы этот корабль почти не попадал в новостную хронику, хотя и участвовал в целом ряде походов и боевых дежурств. Как и «Нимиц», этот авианосец был привлечен к нанесению воздушных ударов по Ираку в ходе операции «Буря в пустыне».
Вид сверху на авианосец «Дуайт Эйзенхауэр». Фотография сделана к сорокалетию корабля
В течение полутора лет, начиная с лета 1995-го года, корабль подвергли крайне дорогостоящей модернизации. Общие затраты составили не менее трех миллиардов американских долларов.
В течение «нулевых» годов «Эйзенхауэр» неоднократно отправлялся на боевое дежурство в Персидский залив. В 2016-м авианосец находился в Средиземном море, выступая в качестве своего рода противовеса для российской корабельной группировки, рассредоточенной вблизи от берегов Сирии. До столкновений, к счастью, дело не дошло.
В настоящее время этот авианосец проходит серию испытаний после выполнения очередного ремонта. Предполагается, что к боевой службе корабль сможет вернуться в следующем году.
Carl Vinson
Третий по счету авианосец класса Nimitz появился в составе американского флота в 1982-м году. Строительство его началось за семь лет до этого и закончилось в 1980-м. Интересно, что конгрессмен Карл Винсон, на протяжении длительного периода возглавлявший Военно-морской комитет США, был еще жив, когда на верфях появился названный в его честь корабль.
В отличие от своих «старших братьев», «Карл Винсон» не принимал участия в операции «Буря в пустыне», поскольку в 80-е годы он посещал Средний Восток лишь эпизодически, совершив большую часть своих походов в пределах Тихого и Индийского океанов. Один из истребителей F-14, входивших в состав авиагруппы этого корабля, как раз в те годы принимал участие в съемках фильма Top Gun.
Авианосец «Карл Винсон» пересекает Тихий океан
Первый эпизод боевого применения «Карла Винсона» состоялся в 2001 году, когда авианосец привлекли к нанесению ударов по группировке «Талибан» на территории Афганистана. Спустя два года корабль был использован и в ходе войны против Ирака. В 2011-м году на борт «Карла Винсона» доставили останки Усамы бен Ладена, «террориста №1», труп которого затем утопили в Аравийском море.
В апреле 2017 года этот авианосец был использован президентом США Трампом для психологического давления на руководство Северной Кореи. При этом американский лидер, по существу, солгал, заявив, что «Карл Винсон» направлен в Японское море, в то время как на самом деле корабль двигался в прямо противоположном направлении.
В мае 2020 года на борту авианосца был арестован один из членов его экипажа, обвиненный в шпионаже в пользу России. Впоследствии задержанный признал свою вину.
Theodore Roosevelt
Четвертый корабль класса Nimitz, названный в честь президента США Теодора Рузвельта, значительно отличался от своих предшественников. Это дало повод журналистам поговорить о новом типе авианосцев, однако официального отдельного обозначения последующая серия из четырех других кораблей так и не получила.
«Теодор Рузвельт», строившийся, начиная с 1980-го года, был введен в состав американских ВМС в 1986-м. Из всех авианосцев, принимавших участие в ударах по Ираку в 1991-м году, в рамках операции «Буря в пустыне», наибольшая нагрузка пришлась именно на этот корабль. Взлетевшие с него самолеты сбросили на цели свыше двух тысяч тонн различных боеприпасов в ходе четырех тысяч двухсот боевых вылетов.
Авианосец «Теодор Рузвельт», прибывший на Гавайские острова
Не менее активно использовался «Теодор Рузвельт» и во время нападения стран НАТО на Югославию весной 1999 года. Общее количество боевых вылетов составило тогда 4 270, причем все самолёты благополучно вернулись на авианосец.
Модернизация этого корабля проходила в 2007-м году, после чего он был возвращен в строй. Авианосец привлекался к борьбе против сомалийских пиратов, однако о каких-либо конкретных боевых эпизодах информации не было.
В 2016-м и 2020-м году «Теодор Рузвельт» совершал походы в Средиземное море, выступив в качестве условного противника для российской авиагруппировки в Сирии. Весной 2020-го этот корабль принимал участие в масштабных маневрах у берегов Аляски, за которыми самое пристальное наблюдение осуществляли российские самолеты Ту-95.
Abraham Lincoln
Весной 2020 года авианосец «Авраам Линкольн», получивший свое название в честь одного из самых известных президентов США, стал поводом для небольшого медийного скандала. Этот корабль был назван американским послом Хантсманом «ста тысячами тонн международной дипломатии», что в контексте других высказываний этого политика выглядело наглой угрозой в адрес России.
Авианосец Abraham Lincoln строился с 1984 по 1988 годы и уже в 1989-м был принят на вооружение. К операции «Буря в пустыне» его не привлекали, однако в 2003-м году корабль всё же был использован для нанесения ударов по территории Ирака.
По не вполне понятной причине именно этот авианосец стал персонажем широко известной байки «про маяк и корабль». Кроме того, «Линкольн», подобно «Карлу Винсону», использовался кинематографистами. С его участием был сделан известный блокбастер «Трансформеры».
Авианосец Abraham Lincoln в сопровождении палубных самолетов
В августе 2020 года на борту авианосца случилось чрезвычайное происшествие – при заходе на посадку совершил ошибку пилот самолета E-2D, в результате чего тяжелые повреждения получили четыре истребителя F/A-18 Super Hornet.
George Washington
Шестой корабль класса Nimitz в целом мало отличался от двух своих непосредственных предшественников, «Теодора Рузвельта» и «Авраама Линкольна». Как и эти корабли, он получил своё название в честь президента США – но только самого первого, Джорджа Вашингтона, одного из основателей самой страны.
Постройка авианосца продолжалась с 1986-го по 1990-й годы. Ввели в строй этот корабль в праздничный день – 4 июля 1992-го. Значительного боевого применения «Джордж Вашингтон» не получил, хотя, как и другие авианосцы, многократно посещал Персидский залив и Средиземное море.
В 2008-м году корабль «переехал» в Японию, на базу Йокосука, где ранее размещался старый авианосец «Китти Хок». Это вызвало у местного населения массовые протесты, поскольку на борту у «Джорджа Вашингтона» размещены атомные реакторы, что крайне не нравится жителям Японии.
В 2012-м авианосец совершил поход в Южно-Китайское море, став сильнейшим раздражителем для Китая, вовлеченного в территориальный спор в этом регионе. Другими участниками конфликта были Вьетнам, Бруней, Тайвань и Малайзия, но никаких вооруженных стычек не случилось. Спустя год «Джордж Вашингтон» был использован для доставки гуманитарной помощи для жителей Филиппин, пострадавших от разрушительного тайфуна.
Авианосец «Джордж Вашингтон» на верфи компании Newport News Shipbuilding
В 2016-м году появились сообщения о том, что авианосец будет оснащаться беспилотными заправщиками. Видимо, соответствующие работы были включены в плановый ремонт корабля, продолжающийся в настоящее время. Продолжительность этого ремонта составит около четырех лет, а сумма затрат превышает четыре с половиной миллиарда долларов.
John C. Stennis
Авианосец «Джон Стеннис», получивший свое название в честь американского сенатора, стал первым кораблем класса Nimitz, построенным по модульной схеме. Это обозначает, что он был собран из отдельно изготовленных элементов, количество которых составляет 161. Благодаря такой технологии срок строительства сократился более чем в два раза – заложили авианосец в 1991-м, а спустили на воду уже в 1993-м. В то же время ввод в эксплуатацию этого корабля по непонятным причинам несколько затянулся.
Первый поход «Стенниса» состоялся в 1998-м. Авианосец проследовал в Персидский залив через Суэцкий канал, где вместе с «Джорджем Вашингтоном» принял участие в операции «Южный дозор». В том же году начался первый плановый ремонт корабля.
В ноябре 1999-го года команда ухитрилась посадить авианосец на мель, что, впрочем, нанесло ему сравнительно умеренный ущерб. В первое десятилетие двадцать первого века этот корабль неоднократно совершал походы в Персидский залив, однако в боевых действиях он прямого участия не принимал.
В 2012 году «Джон Стеннис» получил сигнал бедствия от судна, которое было атаковано пиратами. С борта авианосца был послан вертолет, после появления которого пираты попытались скрыться, однако подоспевший крейсер из состава АУГ задержал их.
Морская дозаправка авианосца «Джон Стеннис»
В последующие годы этот корабль вновь многократно появлялся у берегов Ирана. Предполагается, что вскоре он будет направлен в доки для проведения капитального ремонта и модернизации. Произойдет это сразу после возвращения на своё место в боевом строю авианосца «Джордж Вашингтон».
Harry S. Truman
Этот авианосец, получивший своё название в честь президента США Гарри Трумэна, получившего этот пост незадолго до конца Второй Мировой войны, был построен в течение трех лет, начиная с 1993 года. В 1998-м его официально ввели в состав военно-морского флота.
Как и другие американские авианосцы, этот корабль часто использовался для боевого патрулирования в водах Персидского залива. В 2003-м году «Гарри Трумэн» был использован для съемок фильма «Слезы солнца», в котором снимались Брюс Уиллис и Моника Белуччи. В течение последующих 13 лет корабль многократно совершал различные походы, но в боевых действиях не участвовал.
В 2016-м году самолеты, взлетевшие с палубы «Гарри Трумэна», нанесли ряд ударов по объектам террористических группировок на территории Сирии. Первоначально предполагалось, что бомбардировкам будут подвергнуты также и правительственные войска, но этого не произошло.
Весной 2020 года в СМИ попали сообщения о том, что этот авианосец вскоре будет выведен из состава флота и списан. В качестве основной причины называлось стремление правительства США к экономии средств. Достоверность этой информации оценить пока не представляется возможным.
Церемония ввода в эксплуатацию авианосца «Гарри Трумэн». Снимок сделан в 1998 году
В сентябре 2020 «Гарри Трумэн» должен был выйти в очередной поход во главе корабельной группировки, однако этого не случилось, так как на борту возникли поломки, устранение которых продолжается в настоящее время.
Ronald Reagan
Президент США Рональд Рейган, занимавший этот пост в 80-е годы прошлого века, был еще жив, когда построили названный в его честь атомный авианосец. Произошло это в 2001-м году. Корабль несколько отличается от более ранних представителей класса Nimitz.
Изменения, в частности, позволили увеличить устойчивость авианосца в условиях значительного волнения. Кроме того, увеличена максимально допустимая масса самолетов, совершающих посадку на полётную палубу. В то же время количество тормозных тросов сокращено до трёх.
Портом приписки «Рональда Рейгана» стал японский порт Йокосука (первоначально он базировался в Сан-Диего). В основном этот авианосец используется в акватории Тихого океана. В 2020-м году произошло примечательное происшествие: выяснилось, что часть команды корабля употребляет на службе препарат ЛСД. По иронии судьбы, именно Рональд Рейган когда-то инициировал кампанию против распространения наркотиков среди военных моряков.
В августе 2020 года авианосец прибыл на Филиппины с дружественным визитом, но был при этом почему-то явно перегружен вооруженными самолетами, на что немедленно обратили внимание местные журналисты. Нельзя не отметить, что власти Китая достаточно нервно относятся к присутствию американских военных кораблей в этом регионе.
George H. W. Bush
Вертолеты доставляют продовольствие на авианосец «Джордж Буш»
Последний авианосец класса Nimitz стал своего рода «переходным» кораблем. На нем опробовались некоторые новшества, которые затем предполагалось использовать при строительстве авианосцев следующего поколения. Название было присвоено в честь Джорджа Буша-старшего, 41-го президента США, который сам принял непосредственное участие в церемонии именования.
Строительство началось в 2003-м, а в 2009-м году корабль был введен в строй. Для американского бюджета этот авианосец обошелся в 6,2 миллиарда долларов, что заметно превосходило затраты на строительство его непосредственных предшественников, которые стоили $4,5 млрд.
Неполный перечень новшеств, которые появились на «Джордже Буше», выглядит следующим образом:
Использовано новое, более лёгкое покрытие палубы;
Увеличена вместимость ангара;
Модернизирован винт;
Корпус корабля сделан выпуклым, что снизило его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР);
Изменена схема обслуживания самолетов;
Появились новые места для хранения авиационного топлива.
В то же время состав авиагруппы несколько уменьшился – на более ранних «Нимицах» он мог достигать 90 самолетов, в то время как на борту «Джорджа Буша» размещается лишь 68 летательных аппаратов (включая вертолеты).
Целью первого боевого похода нового авианосца стал традиционный визит в Персидский залив. Через несколько месяцев после возвращения, в июле 2012 года, корабль был направлен на капитальный ремонт – явно внепланово. В прессу тогда просочилась информация о целом ряде недоработок, среди которых были и нелепые – например, неисправно действующая канализационная система.
Буксировка авианосца «Джордж Буш» в сухой док для проведения ремонта
В 2014 году, на фоне референдума в Крыму, в украинской прессе почти два месяца муссировались заведомо абсурдные сплетни о скором прибытии «Джорджа Буша» в Черное море.
В феврале 2020 года авианосец был отправлен на очередной плановый ремонт. Продолжительность работ должна была составить десять месяцев, однако в конце лета было сообщено о том, что вернуться в строй корабль сумеет в лучшем случае в конце 2021 года. С чем это связано – совершенно непонятно.
Новейший авианосец Gerald R. Ford
В 2009-м году в Америке началось строительство головного авианосца нового класса. Этот корабль, получивший своё название в честь президента Джеральда Форда, при правлении которого когда-то были спущены на воду первые «Нимицы», должен был стать новой вехой в истории американского военного флота, однако пока ему еще не удалось оправдать этих ожиданий.
Размеры и водоизмещение нового авианосца почти не отличаются от аналогичных характеристик кораблей класса Nimitz, но к этому конструкторы и не стремились. Главной целью стало улучшение характеристик всего бортового оборудования, начиная с энергетической установки. В частности, запаса ядерного топлива, изначально размещенного в двух реакторах, должно теперь хватать на весь период эксплуатации корабля, который, по расчетам, составит 50 лет. В то же время мощность возрастет на 25% или более.
Усовершенствованная электроника позволит на 40% сократить численность экипажа авианосца по сравнению с кораблями класса «Нимиц», а электромагнитные катапульты новой конструкции дадут возможность существенно увеличить «производительность» лётной палубы, увеличив ежесуточное количество боевых вылетов со 120 до 160.
Буксировка авианосца «Джеральд Форд» после выявления неполадок атомного реактора и подъемных лифтов в марте 2020 года
Кроме того, корабль оснащен новейшими радиолокационными станциями, а основным самолетом его авиагруппы должен стать многоцелевой малозаметный истребитель F-35.
В 2017-м году было заявлено о завершении ходовых испытаний «Джеральда Форда», после чего авианосец был введен в состав флота. Вскоре, однако, выяснилось, что решены далеко не все проблемы. В одном только 2020-м году корабль пришлось трижды срочно возвращать в порт из-за различных поломок. До сих пор «Джеральд Форд» совершает свои походы «порожняком», поскольку авиагруппа всё еще не составлена.
Между тем накладные расходы, которые выглядели явно чрезмерными еще на момент спуска корабля на воду, продолжают увеличиваться. Это едва ли нравится командованию флота – ведь их уверяли, что эксплуатация нового поколения авианосцев станет намного дешевле использования «Нимицев». Проблемы усугубляются еще и недоведенностью самолетов F-35. Судя по всему, «Джеральд Форд» придется комплектовать скорее истребителями F/A 18. Неудивительно, что военные эксперты, подсчитывая, сколько авианосцев у США, зачастую вообще не принимают во внимание этот корабль.
Технические характеристики
Поскольку все авианосцы класса Nimitz строились по единому проекту, их основные характеристики различаются лишь незначительно.
Водоизмещение | 97 000 тонн |
Длина по ватерлинии | 317 м |
Общая длина | 332,8 м |
Ширина | 76,8 м |
Осадка | 11,3 м |
Мощность силовой установки | 260 000 лошадиных сил |
Максимальная скорость | 30 узлов |
Численность экипажа | 3200 человек |
Необходимо учитывать, что помимо основного экипажа, на корабле размещается персонал авиакрыла и лётный состав – это еще 2 480 человек. Ядерного топлива, имеющегося в реакторе, хватает на 13 лет эксплуатации и более миллиона миль «пробега».
Особенности конструкции
Компоновка авианосцев класса Nimitz
Корпус современных американских авианосцев изготавливался (начиная с «Джона Стиннеса») по модульной схеме. Конфигурация его осталась в целом неизменной со времен Второй Мировой войны – массивная «коробка», изготовленная из приваренных друг к другу стальных листов и накрытая сверху плоской полетной палубой. По правому борту находится так называемый «остров» — надстройка, из которой осуществляется управление полётами и самим кораблём. Общий вес несущих конструкций авианосца превышает 60 тысяч тонн.
Площадь полетной палубы достигает 18 200 квадратных метров. Её покрытие состоит из соединенных между собой листов брони. В случае необходимости любой из этих элементов может быть демонтирован и заменен.
В самой нижней части авианосца размещается топливо для самолетов, а также силовая установка, состоящая из двух атомных реакторов. Над ней находятся девять служебных палуб, а на десятой находится ангар для самолетов. Общая площадь этого помещения превышает 6 800 квадратных метров. Высота потолков – около восьми метров.
При возникновении опасности пожара ангар разделяется специальными перегородками на три изолированных отсека.
Следующая палуба авианосца называется галерейной. Часть её отведена для размещения жилых кают, но основное предназначение этого пространства иное – здесь находится боевой пост управления, и центр управления аэрофинишером и катапультами.
Подъем самолетов из ангара на полетную палубу, которая находится непосредственно над галерейной, осуществляется при помощи четырех лифтов. Три из них находятся по правому борту, два впереди относительно надстройки и один позади.
Схема взлета с палубы авианосца класса Nimitz и посадки на нее
Катапульты, обеспечивающие одновременный взлёт двух самолетов, являются паровыми (на новейшем авианосце «Джеральд Форд» они электромагнитные). Всего таких устройств четыре. Скорость разгона самолета при помощи катапульты – до 200 км/ч.
Основная силовая установка корабля составлена из двух ядерных реакторов A4W/A1G компании Westinghouse и четырех паровых турбин. Кроме того, на борту имеется и источник «аварийного питания» — дизельные двигатели совокупной мощностью в 10 720 лошадиных сил.
Посадочная полоса авианосца направлена несколько в сторону, что позволяет летчикам, допустившим ошибку, уйти на второй круг.
Боевое вооружение и авиация
Основой ударной мощи этих кораблей, разумеется, являются размещенные на их борту самолеты. Типичный состав авиакрыла выглядит следующим образом:
Многоцелевые истребители-бомбардировщики F/A-18. Наиболее современная версия этого самолета – F/A-18F SuperHornet. Общее количество машин – 48;
ЕА-18G Growler – самолеты радиоэлектронной борьбы. Общее количество – 4 единицы;
E-2C Hawkeye – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Общее количество – 4 единицы;
MH-60 Seahawk – противолодочные и спасательные морские вертолеты. Общее количество – 10 штук.
В качестве дополнения на борту могут находиться два самолета C-2 Greyhound. Допускается увеличение количества ударных машин.
В прошлом на борту «Нимицев» базировались также тяжелые двухместные истребители F-14. Они были предназначены для перехвата противокорабельных крылатых ракет и их воздушных носителей (например, советских бомбардировщиков Ту-22М3).
Cамолет F/A-18 Super Hornet на палубе авианосца
Кроме того, на авианосцах класса «Нимиц» устанавливались некоторые корабельные системы вооружений. В частности, для уничтожения воздушных целей могли быть использованы зенитные ракетные комплексы среднего радиуса действия RIM-7 Sea Sparrow и малого радиуса действия RIM-116 Sea Ram. Характеристики их выглядят так:
RIM-7 Sea Sparrow | RIM-116 Sea Ram | |
Диапазон высоты поражения целей | От 6 до 15 240 м | От 4-х метров |
Дальность до цели | От 1,5 до 30 км | От 0,5 до 10 км |
Масса боевой части | 40,5 кг | До 13 кг |
Собственная скорость | Более 3,5 М | 1,5-2,0 М |
На самом ближнем рубеже обороны прорвавшиеся крылатые ракеты могут быть встречены огнем шестиствольных автоматических пушек М61А1 калибром 20 мм, размещенных в установке Mark 15 Phalanx. Они способны поражать цели на дистанции до полутора километров, ведя стрельбу со скоростью в 3000 выстрелов в минуту.
Следует отметить, что весь этот комплекс оборонительного вооружения едва ли сколько-нибудь эффективен против сверхзвуковых тяжелых противокорабельных ракет советского производства, таких, как «Гранит», или Х-22.
Поздние авианосцы класса Nimitz оборудовались также пусковыми установками для противокорабельных ракет «Гарпун» и двумя трехтрубными торпедными аппаратами.
Авианосцы России и США – сравнение
Вообще говоря, авианосцы России и США до такой степени не похожи друг на друга, что любое их сравнение выглядит по меньшей мере натянутым. Сопоставлять «Адмирал Кузнецов» с любым из «Нимицев» едва ли корректно. Это корабли совершенно разных «весовых категорий». Водоизмещение российского авианосца составляет всего только 46 540 тонн, а количество летательных аппаратов на его борту не превышает 52 единиц, включая 24 вертолета.
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Кроме того, «Адмирал Кузнецов» не имеет атомного реактора, это корабль с обычными дизельными двигателями. Единственное, да и то весьма относительное преимущество российского авианосца – это наличие двенадцати пусковых установок для противокорабельных ракет «Гранит». Несмотря на почтенный возраст этого оружия, оно и сегодня представляет собой более чем серьёзную угрозу для любой надводной цели.
Необходимо учитывать, что «Кузнецов» создавался не в качестве аналога «Нимица», его задачи были намного более скромными – корабль должен был обеспечивать воздушное прикрытие советских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Кроме того, он мог также использоваться и для поиска субмарин противника.
Еще до «Адмирала Кузнецова» в состав советского военно-морского флота входили нескольку авианосцев, рассчитанных на использование самолетов вертикального взлета и посадки. К сожалению, созданные для этих кораблей штурмовики Як-38 так и не стали полноценными ударными машинами, а разработка нового Як-141 прекратилась после распада СССР.
Сегодня существует несколько новых проектов российского авианосца, однако вполне вероятно, что они никогда не будут реализованы. Дело тут даже не в отсутствии необходимых технологий и производственного опыта, и не в нехватке финансирования – главной проблемой являются серьёзные сомнения в необходимости для России самих этих кораблей, особенно таких, которые соответствуют критериям «суперавианосца».
Авианосец «Адмирал Кузнецов» во время похода к берегам Сирии. Густой дым из трубы корабля стал предметом насмешек со стороны иностранной прессы
Вся история боевого применения «Нимицев» указывает на то, что они использовались, прежде всего, против слабых региональных государств, находившихся на большом удалении от США. Трудно представить себе, что Россия в обозримом будущем будет заниматься чем-то подобным. Даже гораздо более могущественный СССР не распространял так далеко свою военную активность. С другой стороны, будь в распоряжении советского руководства даже два десятка таких же кораблей, как «Нимиц», чем бы это могло помочь в ходе войны в Афганистане?
В ходе какого-то крупномасштабного ядерного конфликта особой пользы от авианосцев тоже ожидать не приходится – про них могут даже и не вспомнить. Учитывая всё это, нетрудно спрогнозировать, что планы по созданию российских «Нимицев» и «Джеральдов Фордов» дальше самого общего замысла едва ли продвинутся.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Комментарии закрыты.