Генерал описал новые «самолеты Судного дня» в России
«Самолеты Судного дня», предназначенные для управления войсками на случай ядерной войны, ждет обновление. В Воронеже строятся новенькие воздушные командные пункты на базе широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М. О том, чем они будут отличаться от прежних аналогов, созданных на базе Ил-80, нам рассказал заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир ПОПОВ.
— Функционал остается прежним, это — система государственного военного управления в угрожаемый период, непосредственно в период боевых действий или в каких-то сложных экономических условиях, — говорит генерал-майор Владимир Попов. — Система управления на сегодняшний день отлажена таким образом, чтобы Президент РФ, премьер-министр, министр обороны, главы МВД и МЧС могли непрерывно работать независимо от геополитической обстановки в мире.
А отличие прежде всего в новой элементной базе, в более надежной, закрытой индивидуальной системе управления. Это особенно актуально при существующей угрозе виртуального терроризма в электронных сетях. Достаточно вспомнить недавнее сообщение о прослушивании спецслужбами телефона президента Франции Макрона. В этом плане у нас защита информации и управление базируются только на российских компонентах. Нередко приходится слышать, что российская база не совсем отвечает требованиям мировых стандартов. Зато она надежная, своя, мы не зависим ни от какого производителя, от его капризов, а также санкций. В этом плане это система новая, объем передающей и получаемой информации у нее гораздо больше.
Нужно учитывать, что появились также новые средства поражения, которыми сегодня можно управлять напрямую с президентского борта, с борта министра обороны. Когда по-другому работать уже будет нельзя. Когда где-то будут разорваны цепи, временно приостановлен график движения информации.
— Проект носит название «Звено-3С». Он рассчитан на крайний случай, на ядерную войну?
— В этом случае нужно будет управлять не только по системе всех каналов командных пунктов видов и родов Вооруженных сил, подразделений армий, дивизий, полков, бригад и дивизионов. Я имею в виду Ракетные войска стратегического назначения, корабельные группировки Военно-морского флота, ударную авиацию стратегического назначения и оперативно-тактического назначения. У нас там ведь тоже есть ядерные припасы особой мощности. Этим всем нужно управлять. Команда будет проходить напрямую, минуя центральные командные пункты видов и родов Вооруженных сил.
— Сообщается, что воздушные командные пункты на базе Ил-96-400М будут модернизированы, что позволит доводить приказы до наземных и подводных пусковых установок в радиусе шести тысяч километров.
— Да, используя наши ретрансляторы специального назначения. И задействованы будут все командные пункты. У командующих округов имеются почти такие же самолеты или аналоги систем управления, которые могут быть и в воздухе, и на земле. У нас же развернуты как основной командный пункт, так и запасной. На какой-то авариный случай, защищенные, где-то механизированные, где-то подвижные, — на железнодорожных платформах, на кораблях. В этом и заключается интеграция системы управления.
— Планируется построить два таких самолета, в перспективе возможен заказ и третьего воздушного пункта управления на базе Ил-96-400М.
— У нас такой самолет уже есть в подчинении министра обороны РФ. Он может выполнять сразу несколько функций. Это может быть и командный пункт, и самолет связи, также он может использоваться как транспортный самолет — для перевозки первых лиц государства. Или летит, например, министр обороны в командировку в Хабаровск проверять войска или проводить совещание. И в любую минуту он может связаться с любым абонентом в Генштабе, в МВД, в МЧС, переговорить с губернаторами, с командующими округами и так далее.
Эти самолеты очень надежные, они же сделаны на базе Ил-86. Понятно, что они прошли глубокую модернизацию, в том числе и по размерам, на них стоят новые двигатели, новые системы навигации, новые системы обеспечения безопасности полетов и так далее.
Комментарии закрыты.