Мал золотник да дорог: МиГ-35 уйдёт на экспорт
На фото: российский многофункциональный легкий истребитель МиГ-35 (Фото:
Марина Лысцева/ТАСС)
Бесспорный фурор на авиасалоне МАКС-2021 произвёл представленный Госкорпорацией «Ростех» однодвигательный истребитель Checkmate («Шах и мат»), созданный в инициативном порядке на базе истребителя Су-57. Когда этот «гроссмейстер» поднимется в небо, доподлинно неизвестно, обещают в 2023 году, да и будет ли он востребован в ВКС, где сейчас на вооружении стоят исключительно двухдвигательные истребители, тоже до конца не понятно. Ну, так, что-то новенькое в этом сезоне, но не более того.
Нельзя сказать, что без внимания остался и уже существующий истребитель МиГ-35, к которому активно присматриваются сейчас именно иностранные покупатели. Этот многофункциональный истребитель является результатом глубокой модификации боевых самолётов МиГ-29М/М2 и отличается улучшенными эксплуатационными характеристиками, повышенной боевой эффективностью и универсальностью. Его «звезда» взошла ещё на МАКС-2017, однако в составе ВКС имеется всего 8 серийных машин (есть ещё 6 экспериментальных). Предполагалось, что МиГ-35 станет основой всей лёгкой истребительной авиации ВКС.
Цена этого нового, созданного буквально с нуля (с учетом накопленного опыта) истребителя составляет порядка 45 миллионов долларов. Это даже дороже чем за один истребитель пятого поколения Су-57 (примерно 30 миллионов долларов), вероятно по этой причине Минобороны и не спешит раскошеливаться на большее количество закупок МиГ-35, предпочитая модернизацию имеющихся истребителей производству новых. А вот иностранные партнёры к этому боевому самолёту активно присматриваются, в том числе из-за цены, ведь тот же хвалёный американский F-35 стоит за 80 миллионов долларов, французские «Рафали» или шведские «Грифоны» (Saab JAS-39E Gripen Е), экспортная версия которых составляет 60 миллионов долларов за штуку.
Не удивительно, что Россия получила две иностранные заявки на поставки МиГ-35 (Египет, например, ранее подписал контракт на 50 таких российских истребителей). А сейчас, как сообщил, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, на МАКС-2021 «заказали» полёт многоцелевого истребителя МиГ-35 с участием лётчика иностранного заказчика. Это более чем конкретный интерес и, вероятно, будет заключён ещё один контракт на поставку таких истребителей, но не с российским Минобороны.
Внимание к российским истребителям МиГ-35 (по кодификации НАТО Fulcrum-F «Точка опоры») сейчас привлечено во всём мире. На экспорт этот самолёт ещё не поставлялся, известно, что двумя годами ранее на авиасалоне МАКС-2019 был подписан контракт на поставку в ВВС Египта 50 истребителей МиГ-35. При этом 29 стран-эксплуатантов советских/российских МиГ-29 проявили заинтересованность в приобретении таких истребителей. Подобный выбор определяется ещё и тем, что там имеется вся инфраструктура подготовки техников и пилотов для самолётов такого класса, потребуется лишь незначительное время, чтобы переучить их для эксплуатации МиГ-35.
Действительно, новый многофункциональный лёгкий истребитель поколения «4++» МиГ-35 имеет внешнее сходство с знаменитым МиГ-29. Однако, это лишь при дальнем рассмотрении, при ближнем же, это совершенно другая воздушная машина. И, как высказался об этом истребителе генеральный конструктор — вице-президент ПАО «ОАК» Сергей Коротков: «Аэродинамическая компоновка самолётаМиГ-29 на сегодняшний день практически идеальна. Инновации МиГ-35 — внутри». Как и предшественник, новый истребитель обладает способностью быстро занять положение для атаки, а также в кратчайшие сроки выйти из под огня противника и занять выгодное положение для последующей атаки или выхода из боя.
Также известно, что МиГ-35 может применять все классы существующего сегодня авиационного вооружения, в том числе перспективные виды вооружений — гиперзвуковые ракеты Р-37М или лазерное оружие, а также средства поражения большой дальности (ракеты Х-35, Х-31 и новую Х-38), позволяющие атаковать цели противника не входя в зоны ПВО. Число точек внешней подвески у истребителя — 9, на которых возможно размещение корректируемых или неуправляемых авиабомб весом до 500 килограмм. Оснащён самолёт и скорострельной 35-мм авиационной пушкой.
Из заявленных характеристик известно, что практический потолок МиГ-35 составляет 16 000 метров, а скорость полёта на форсажном режиме достигает 2 100 км/ч при дальности полёта 3 500 метров. Два двигателя РД-33МК с общей тягой до 18 000 кгс имеют управляемый управляемый в двух плоскостях вектор тяги. Максимальная внешняя полезная нагрузка составляет 6: тонн, а взлётный вес истребителя — до 24,5 тонн. При этом, что немаловажно, минимальная длина разбега для взлёта МиГ-35 составляет всего 190 метров, что позволяет использовать его в качестве палубного истребителя на авианесущих крейсерах.
Во внутреннюю «начинку» истребителя входит многофункциональная радиолокационная станция «Жук-МЭ», которая обеспечивает выполнение задач в сложных погодных условиях, а также при постановке помех противником. На борту находится и БРЛС выявления и сопровождения воздушных и наземных целей, а также комплекс оптоэлектроники, который обеспечивает ведение воздушного боя как днём, так и ночью, в том числе с обнаружением малозаметных целей за пределами визуальной видимости. Для пилота предусмотрена новая нашлемная система целеуказания и индикации, которая дает возможность прогнозирования, отображения в режиме реального времени обстановку на щитке лётного шлема.
— Новый истребитель МиГ-35 не только вобрал в себя лучшие качества, присущие самолётам МиГ, а получил совершенно новые возможности в таком исполнении, — считает авиаконструктор Ованес Микоян, сын легендарного генерального конструктора МиГ. — Истребитель полностью соответствует стандартам ХХI века по надёжности, ремонту и обновлению, он способен не только эффективно вести воздушный бой, добиваясь превосходства над противником, но и может решать задачи по разведке, патрулированию, поражению наземных и надводных целей на больших расстояниях. При этом МиГ-35 является самодостаточной воздушной машиной, которая в меньшей степени зависит от наземных служб и может действовать как в группе, так и самостоятельно. Новый МиГ станет достойной заменой своих предшественников.
На сегодняшний день авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде произвёл 14 истребителей МиГ-35, 8 из которых поступили на вооружение ВКС России. Здесь нужно учесть такой нюанс, что имеющиеся в авиационных полках истребители МиГ-29К, которые прошли модернизацию, свой лётный ресурс ещё не выработали и продолжают активно эксплуатироваться. Здесь спешки особой нет — эти самолёты будут заменяться постепенно, в «расход» пойдут вначале истребители более раннего выпуска, а, скажем «навороченные» истребители МиГ-29СМТ или палубные МиГ-29К/КУБ будут эксплуатироваться гораздо дольше. Сейчас МиГ-35 в большей степени рассматривается как экспортный вариант и набирает популярность за границей. Как видно, он вполне способен противостоять самым передовым европейским истребителям, а приобретение этих истребителей станет удачной сделкой не только для Венесуэлы.
Собственно, а что же, например, конкурент в виде истребителя Saab JAS-39E Gripen Е? Понятно, что в самой Швеции свой самолёт нахваливают и, как утверждал командующий ВВС этой страны Матс Хельгессон, «Гифон» сможет «уничтожать российские истребители» даже без использования технологий снижения визуальной и радиоэлектронной заметности (у Gripen их попросту нет). Главный шведский военный лётчик утверждает о способности «Грифона» скрытно выйти на дистанцию атаки благодаря умению глушить радиосигналы. «Gripen имеет одну из самых совершенных систем РЭБ из ныне существующих», — утверждает Хельгессон.
Тут, как говорится, каждый кулик своё болото хвалит, а Швеция активно продавливает свой Saab JAS-39E Gripen Е на экспорт, так что ничего удивительного в собственной оценке шведами этого истребителя нет. Однако, есть нюанс — российские истребители успешно прошли в Сирии боевое крещение в том числе с использованием радиоэлектронных средств и средств РЭБ. Хвалёные F-35 и F-22 в этих поединках проиграли, а истребители Су-35С гоняли «американцев» на дальних подступах. Был ли «протестирован» в Сирии МиГ-35 неизвестно (говорилось, что он там «засветился» весной прошлого года), однако там применялся модернизированный МиГ-29СМТ, навигационное и радиолокационное оборудование которого сопоставимо с МиГ-35. Нареканий к истребителю не возникло.
Военное обозрение
Военный убил прохожего в Смоленской области
Пилот штурмовика был сбит, но смог сбежать от боевиков
США построят в Британии базу слежения за Россией и Китаем в космосе
США напуганы темпами создания гиперзвукового оружия в России
Все материалы по теме (3440)
Комментарии закрыты.